Математику лишили звания «универсального языка Вселенной»

Математику лишили звания «универсального языка Вселенной»
Психологи установили, что концепция числовой прямой, используемая в математике, не является врожденной идеей, а формируется в процессе обучения. Статья ученых появилась в журнале PLoS One, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Калифорнийского университета в Сан-Диего.

По словам руководителя группы исследователей Рафаэль Нуньэса, новые результаты показывают, что «математика не является универсальным языком Вселенной», поскольку многие фундаментальные концепции являются результатом образования и воспитания.

В рамках работы ученые провели тестирование представителей племени юпно, обитающего в Папуа-Новой Гвинее. Отличительной особенностью этого племени является то, что у них нет письменности, они не используют геометрические измерения, однако владеют арифметикой для чисел свыше 20 (что у диких племен большая редкость).

источник: ucsdnews.ucsd.edu

На первом этапе работы ученые раздавали участникам эксперимента (они были взрослыми членами племени, не получавшими систематического образования вообще) карточки, на которых было нарисовано несколько точек. После того, как исследователи убеждались при помощи апельсинов, что испытуемые ассоциируют карточки именно с числами, они брали рисунок отрезка. Участникам опыта объясняли, что на концах отмечены единица и, например, десятка.

После этого испытуемым предлагалось разместить на отрезке числа. Юпно расставляли числа таким образом, что меньшие были рядом с единицей, а большие — с десяткой. При этом они полностью игнорировали середину отрезка. Они также не стремились расставить числа равномерно.

источник: ucsdnews.ucsd.edu

Сравнив результаты опыта с результатами других групп (взрослые юпно, которые получали образование, и контрольная группа в Калифорнии), ученые пришли к выводу, что концепция числовой линии не является врожденной.

Ученым также удалось проверить, что эта концепция не связана с восприятием времени. Оказалось, что юпно, говоря о прошлом, всегда указывают вниз по склону холма, в то время как будущее располагают вверх по склону. Так они делают вне зависимости от собственного положения в пространстве.

источник: ucsdnews.ucsd.edu

Примечательно, что в 2008 году в Nature вышла статья, авторы которой показали, что способности людей к математике являются врожденными. Авторы работы работали с американскими школьниками.
Добавил suare suare 27 Апреля 2012
banned
banned, 27 Апреля 2012 , url
что-то я с ними не согласен

про прошлое-будущее, как-то попадалась статья (давно) о племени Ю.Америки (не точно). они, говоря о прошлом, указывают перед собой, тк его «видно», а говоря о будущем — за спину, тк оно еще сокрыто. и что-то там еще было о их необычной логике, но я не помню =(
suare
suare, 27 Апреля 2012 , url
Наверное, они жили на равнине, в отличие от юпно и связывали это с передвижением(пройденный и непройденный путь). Юпно имеют в виду: в гору(будущее) и под гору(прошлое).
skrt
skrt, 27 Апреля 2012 , url
Тут чуть-чуть упоминается:
Для аборигенов австралийского племени пормпурааван время всегда начинается на востоке и заканчивается на западе. По их представлениям, время следует за движением солнца по небосклону. Вместо “послезавтра” аборигены говорят “два дня на запад”, вместо “позавчера” — “два дня на восток”.
Как утверждают американские исследователи из Стэнфордского университета психолог Лера Бородицки и лингвист Элис Гэби, туземные племена (и не только) довольно часто воспринимают время как пространственное измерение. Известно племя в Южной Америке, для представителей которого будущее находится сзади, а прошлое впереди. Жителям же Соединенных Штатов время часто представляется текущим слева направо. По-видимому, это можно сказать практически обо всех, кто читает слева направо. Да и стрелки часов тоже двигаются по кругу слева направо. Словом, многие воспринимают время как пространственную координату, привязанную к их телу.

Для пормпурааванов это не так. Они вообще редко пользуются понятиями “право” и “лево”. Они оперируют понятиями абсолютного направления, привязанного к координатам. Им проще сказать: “Подвинь эту чашку на северо-северо-восток”. До сих пор такая привязка не наблюдалась практически ни у кого.

Для своих экспериментов Бородицки и Гэби пригласили 14 пормпурааванов и 14 студентов университета, по семь мужчин и семь женщин в каждой группе. Чтобы выяснить восприятие времени у испытуемых, им давали различные задания — в частности, раздавали по 4 карты с изображением людей разного возраста и просили расположить эти карты в порядке старения изображенного человека. Американцы раскладывали карты слева направо, туземцы, за небольшим исключением, пытались ориентироваться по сторонам света. Это становилось особенно заметно, когда экспериментаторы периодически поворачивали столы, за которыми сидели добровольцы.
efys
efys, 27 Апреля 2012 , url
Психологи лишили математику звания «универсального языка Вселенной». Смешные они. И исследование у них дурацкое и выводы дурные. У них ведь на бумажках даже не написано где 1, а где 10.
comander, 27 Апреля 2012 , url
mrAndy
mrAndy, 27 Апреля 2012 , url
Психологам, видимо, нечем больше заняться :)
Что, в свою очередь, может быть результатом принятых в племени концепций воспитания, обучения и мифологии :)
firevoodoo
firevoodoo, 27 Апреля 2012 , url
Статья интересная, спасибо, но с выводами не согласен. «Психологи», мне кажется, путают арифметику и геометрию.

На мой взгляд итог эксперимента следующий: «для описания одинаковых математических, в том числе геометрических концепций можно использовать разные наборы символов» — и это, очевидно, не новость.

Другими словами Кипукамайок были не грамотными, поскольку хранили и обрабатывали информацию в виде кипу, а не словами, буквами, иероглифами на бумаге\ коже\папирусе.

И мы говорим о людях, отделившихся от континентальной евразийской цивилизации на каких то 5 тыс лет.

Безусловно, на другой планете, «не люди» будут использовать невообразимо иной набор символов.
Siddthartha
Siddthartha, 27 Апреля 2012 , url
дело не в наборах символах (они у всех разные даже на нашей планете, это лишь алфавит), речь о представлении чисел как натурального ряда и ассоциировании его с прямой в пространстве — единственное, что они выяснили, — это то, что, для простейшей арифметики, разумным существам необязательно иметь такое представление. но этот факт никак не лишает математику ее гипотетической универсальности. думаю, например, каждый абориген в этом племени прекрасно знает форму параболы по которой летит брошенный камень и если они будут развивать свою арифметику дальше — неминуемо придут к концепции числового ряда.
koffboy
koffboy, 28 Апреля 2012 , url
В исследовании речь совсем о другом — не о научном исследовании мира, а о врожденности концепции числовой прямой.
Причем тут это? —
ch3
ch3, 27 Апреля 2012 , url
Не то что бы я спорил с психологами, но как, черт возьми, они связали вселенную и первобытное племя?
jaik
jaik, 28 Апреля 2012 , url
Является ли врожденным знание о том, что Земля вращается вокруг Солнца? А если спросить у Юпно?

Единственное, что доказали психологи, что у этого племени в силу неразвитости математического аппарата отсутствует структурности мышления, и ничего более.

Да и вообще о чем можно говорить, если детей учат, что квадратный корень из отрицательного числа взять нельзя, что сумма углов треугольника всегда 180 градусов, что параллельные прямые не пересекаются, а потом раз и оказывается, и корень замечательно берется, и 270 градусов бывает, и прямые умудряются пересекаться.
al6855
al6855, 28 Апреля 2012 , url
То, что «открыли» у юпно эти психологи — субъективная линия времени. Собственно, это такой способ организации опыта, позволяющий человеку определять когда было или будет событие. Для большинства правшей будущее действительно находится справа вверху, прошлое — либо слева сзади, либо слева спереди внизу (хотя бывают и отличия). Связано с работой полушарий и к математике не имеет отношения.
Корнеплод
Корнеплод, 28 Апреля 2012 , url
Исследования британских ученых показали, что в калифорнийском университете в Сан-Диего работает группа британских психологов. Британские психологи исследовали восприятие цифр безногим тараканом и теоретически опровергли начала термодинамики.
Woloh
Woloh, 29 Апреля 2012 , url
Они должны были положить контрольную бумажку, но не с 1-10, а с 1-3, и посмотреть, куда юпно тыкнет пальцем.