[Нет исхода] «При любом исходе в академии начнется бардак» — академики прогнозируют новый исход ученых за границу в связи с реформой РАН

отметили
41
человек
в архиве
[Нет исхода] «При любом исходе в академии начнется бардак» — академики прогнозируют новый исход ученых за границу в связи с реформой РАН
Академик РАН Сергей Стишов, директор института физики высоких давлений (отказался вступать в новую академию:

— От голосования в Госдуме трудно было ожидать чего-либо другого. Встреча Владимира Путина и Владимира Фортова не принесла результатов с точки зрения сохранения РАН, хотя была очень слабая надежда: а вдруг Путин остановит процесс уничтожения академии? С другой стороны, с чего бы ему менять свое решение. Научное сообщество ничего не может сделать в сложившейся ситуации, поскольку оно не способно к мощным коллективным действиям. Возможно, какие-то малозначительные поправки, не меняющие сути дела, будут приняты. Что делать ученым: академикам и научным работникам? Нас ждет долгий бесплодный период, когда будет как-то налаживаться новая система управления и финансирования.

Следует думать, что не все способны на оптимистические ожидания и грядет новый исход молодых и не очень молодых ученых за границу или в банки, «Газпром» и т.д.

Что же касается академиков, то каждый сам для себя решает, проситься ли ему в новую академию или нет. Представляется странным, что, будучи избранными пожизненно, академики будут проситься в новую неизвестную организацию с явно пониженным статусом.

Академик РАН Александр Спирин, основатель Института белка РАН:

— Мне очень тяжело, мне жалко науку в России и жалко Россию, и я не понимаю тех людей, которые не осознают, какое страшное дело они творят. Но у этих людей другой менталитет, они совершенно о другом думают. Грядет национальная катастрофа, при любом исходе сегодняшних событий в академии начнется такой бардак, что всем молодым ученым я посоветовал бы поскорее бежать на Запад.

Член-корреспондент РАН Борис Иоффе, заведующий Лабораторией теоретической физики в Институте теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова. (отказался вступать в новую академию: )

— К сожалению, результаты голосования в Госдуме были ожидаемы. У нас такая Дума, что другого от нее и ожидать было бы наивно. Насколько я знаю, Путин продемонстрировал на встрече с Фортовым жесткую позицию — своим нежеланием откладывать рассмотрение вопроса в Думе он показал, что не собирается останавливаться. Сообщалось, что он предложил Фортову возглавить агентство на то время, пока все организовывается. Я знаю Владимира Евгеньевича не только по «трибуне» и думаю, что хотя он стоит сейчас перед очень тяжелым выбором, но в конечном счете откажется от этого предложения. Тяжелый выбор стоит сейчас перед каждым членом академии. Я, например, его сделал, и, поверьте, теряю много. Я даже не о деньгах, которые мне сейчас платят за то, что я член-корреспондент РАН.

Я старый человек и получаю медицинскую помощь от структур академии. Вот ее потерять страшновато, но у меня не было выбора.

Что делать научному сообществу — митинговать или пытаться вносить поправки через депутатов? Что угодно, только не поправки. Поправить этот убийственный закон нельзя, его можно только не принимать.
Добавил suare suare 4 Июля 2013
проблема (1)
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 4 Июля 2013 , url
Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне весело.
Завела в очарованный круг,
Серебром своих вьюг занавесила…

Тихо смотрит в меня,
Темноокая.

И, колеблемый вьюгами Рока,
Я взвиваюсь, звеня,
Пропадаю в метелях…

И на снежных постелях
Спят цари и герои
Минувшего дня
В среброснежном покое —
О, Твои, Незнакомая, снежные жертвы!

И приветно глядит на меня:
«Восстань из мертвых!»

13 января 1907
suare
+3
suare, 4 Июля 2013 , url
Борис Штерн, ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН, главный редактор газеты «Троицкий вариант – Наука»:

— Думаю, Фортову надо было тверже себя вести на встрече с Путиным. Я не удовлетворен тем, что Фортов себя недостаточно стойко вел — и на встрече, и все эти дни тоже. Но мне трудно судить, поскольку непонятно, как бы я повел себя в такой ситуации. Сейчас он в достаточно тяжелом положении. Им это надо провести мгновенно, провести блицкриг, десант в тыл врага, это такая спецоперация. Потому что любые затяжки вызовут возрастающее противодействие. Кстати, оно уже прилично разгорелось в последние два дня, но, видимо, недостаточно, чтобы напугать их. И это противодействие не только со стороны академиков, но и со стороны сотрудников институтов, общественности и вообще поддерживающих их людей.

Они это понимают, и понимают, что делают большую гадость, и это надо делать срочно.

По поводу голосования в парламенте — я думаю, что надо призвать к роспуску Госдумы. Потому что фальсификации в пользу «Единой России» были на уровне 50–60 мандатов. Если бы не было этих фальсификаций, сегодняшний законопроект с треском провалился. Я думаю, при помощи поправок действовать бесполезно, потому что это чужая игра, игра без правил, и они делают что хотят. Поэтому надо действовать при помощи протестов, надо делать их мощными. Но за несколько дней организоваться, сделать их такими, чтобы они испугались, мы не можем. Хотя уже сделано достаточно много. И сейчас многие люди объединились: бывшие враги выступают по одну сторону баррикад. Нужно не столько сплотиться, сколько сорганизоваться.

Вячеслав Вдовин, один из руководителей профсоюза РАН, вице-президент Всемирной федерации научных работников:

— В связи с голосованием в Госдуме я бы отметил такие моменты:
— очередной позор партии власти (надо лишь узнать, кто те двое приличных людей, отказавшихся принимать участие);
— ангажированность думского клоуна и 100% гарантии, что думающие люди даже от отчаяния и смеха ради голосовать за него и его риторику не станут;
— если «Единая Россия» не пойдет на более чем значительные поправки в пятницу, которые будут сродни известной процедуре корректировки закона в романе Оруэлла, то уже на ближайших выборах в Москве и особенно в Подмосковье их ждут более чем значимые потери;
— респект «Справедливой России» и особо — КПРФ: кстати, с обеими фракциями у профсоюза РАН имеются соглашения о сотрудничестве.

Встреча Путина и Фортова была своего рода разведкой. Оба оказались, к сожалению, не на высоте. Предварительные результаты до конца станут ясны в пятницу к вечеру, но мой прогноз состоит в том, что авторы дикой реформы откатят на 90% своих заявок и только от мудрости переговорщиков будет зависеть, что все же останется. Хотелось бы, чтобы это были те вещи, которые и без того назрели и нужны академии: скажем, введение (разумным и плавным порядком) возрастного ценза, централизация (к примеру, для формирования дополнительного Пенсионного фонда) арендных поступлений, меры по повышению исполнительской и трудовой дисциплины.

Профсоюз (и академическое руководство) попросит научное сообщество сделать ряд очевидных шагов. Очень надеюсь, что руководство профсоюза поддержит эти шаги, которые сформулированы отдельными его представителями и лидерами региональных организаций. К великому сожалению, из-за недальновидной позиции ряда коллег прошлый съезд профсоюза отклонил инициативу внести в устав норму, допускающую заочное обсуждение и голосование для принятия квалифицированных и легитимных коллегиальных решений (а профсоюз — орган коллегиальный). Поэтому будет определенного рода анархия, собрать совет в требуемые сроки невозможно. Но с другой стороны, тут и плюс: даже если власть попытается и сумеет надавить на руководство профсоюза, у него не будет возможности влиять на настроения на местах. А фантазия в массах обширна, и лично я считаю целесообразным поддержать все доступные меры:

— конечно же, митинговать и жаловаться во все инстанции, начиная от Гайд-парка завтра и генпрокурору и верховным судам;
— одиночные пикеты и иные незапрещенные формы протеста и перед Думой, и перед Белым домом, и перед МОН на Тверской;
— массовые обращения на сайт президента страны, включая поддержку представителями зарубежной диаспоры, вообще разбудить блогосферу и интернет для самого умного сектора российского общества просто необходимо;
— списки депутатов известны, они едут в регионы, давайте их встречать и общаться, а пока — шлите им телеграммы с мест, пусть знают, что избиратели в курсе итогов голосования.

Евгений Онищенко, научный сотрудник ФИАН:

— На голосовании в Госдуме правящая партия ожидаемо продемонстрировала полное равнодушие к сути вопроса и нежелание учитывать мнение научного сообщества. Единственным хорошим результатом встречи Путина и Фортова было бы решение отложить принятие законопроекта в первом чтении, но Путин не захотел дать такой рекомендации депутатам. А попытки придумывать на ходу какие-то варианты начала жизни РАН в новом качестве представляют собой что угодно, но только не серьезный подход к государственной научной политике. Поскольку второе чтение назначено на пятницу, не может идти и речи о нормальном обсуждении и доработке законопроекта, поэтому попытки представления депутатам конкретных поправок кажутся мне бессмысленным делом; с поправками оппозиционных депутатов считаться не будут, а депутаты правящей партии проголосуют только за те поправки, которые будут спущены сверху.

Только активный протест научного сообщества может затормозить процесс ломки РАН через колено.

Совет по науке при Минобрнауки:

«В связи с принятием в первом чтении Государственной думой проекта федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совет по науке Минобрнауки считает необходимым заявить следующее.

Наша негативная позиция по поводу этого законопроекта была изложена в заявлении от 30 июня. Мы сожалеем, что наш голос, так же как и голос профильного комитета Думы, президиума, отделений и сотрудников РАН, не был услышан.

Тем не менее в связи с принятием Государственной думой проекта закона в первом чтении в настоящее время имеет смысл говорить не о проекте в целом, а об отдельных особенно деструктивных положениях этого проекта. Тем более важно подготовить ко второму чтению поправки, улучшающие текст этого закона. По нашему мнению, эти поправки должны быть направлены на выполнение следующих ключевых положений.

1. Законопроект не должен предусматривать ликвидацию Российской академии наук.
2. Институты РАН должны оставаться в составе РАН и под научным руководством РАН.
3. Объединение РАН, РАМН и РАСХН проводить нецелесообразно.
4. Вопрос членства в РАН, РАМН и РАСХН и уровней членства (академик, член-корреспондент) является внутренним делом этих организаций и не должен регулироваться федеральным законом.

Наконец, учитывая критически важное значение этого закона для дальнейшего развития науки и образования в России, было бы целесообразно принять особый порядок рассмотрения этого закона (рассмотрение в четырех чтениях).

В случае крайне нежелательных изменений названия или статуса РАН на период до полного завершения структурной реформы должны быть изданы подзаконные акты,

целью которых является недопущение расторжения существующих договоров и соглашений, заключенных с РАН, в том числе — международных, перерывов в финансировании и обслуживании уже идущих исследований (по любым формам — бюджет, гранты, договоры), перерывов в возможности участия в новых конкурсах и перерывов в деятельности аспирантур и диссертационных советов.

8 июля в 17:00 планируется совместное заседание Совета по науке и Общественного совета МОН для обсуждения ситуации с реформой государственных академий».
Иван Масленников
+4
Иван Масленников, 4 Июля 2013 , url
В каком-то смысле так же было во времена нашествия татар… Никто никому не помогал, все думали тихо отсидеться, пока соседей захватывают… Вот и академики завопили… «мандаты сфальсифицированы»… да ну? Шанс то был, да поздно спохватились.
Ilya Rudomilov
+3
Ilya Rudomilov, 5 Июля 2013 , url
Я думаю, что все способные к эмиграции уже давно уехали.
pingo
+1
pingo, 5 Июля 2013 , url
и добавь, что ран уже ничего не спасет
Ilya Rudomilov
+2
Ilya Rudomilov, 5 Июля 2013 , url
только крокодилы
V.I.Baranov
+4
V.I.Baranov, 5 Июля 2013 , url
К сожалению не вижу ни строчки про базовые основы Науки в России. Ни слова о МНСах, ни слова о заработной плате основных научных кадров.

Зато вполне ощутим мотив в размышлениях академиков:

Тяжелый выбор стоит сейчас перед каждым членом академии. Я, например, его сделал, и, поверьте, теряю много. Я даже не о деньгах, которые мне сейчас платят за то, что я член-корреспондент РАН. Я старый человек и получаю медицинскую помощь от структур академии. Вот ее потерять страшновато, но у меня не было выбора.

Как то всё больше переживаний об академиках… и совсем мало переживаний о научных работниках…
НОПАК
+3
НОПАК, 5 Июля 2013 , url
А есть еще и академическая наука. Аспиранты. У меня один очень талантливый аспирант, работа у него крутая, всё сам сделал. Вообще ничего не просит, согласен за любой оклад работать и на любой должности, лишь бы в университете. Но, у нас с 2007 года строгий приказ: Всех увольнять, никого не принимать.

Бюджет с каждым днем всё меньше и меньше. Целыми специальностями переводят на платное обучение. Преподавателей, с учеными степенями переводят на 0,5-0,6 ставки. Какая найух наука?

Все талантливые бывшие наши студенты уже давно в США или Евросоюзе живут.
V.I.Baranov
+2
V.I.Baranov, 5 Июля 2013 , url
Аспирантам какая нынче зарплата? А когда я закончил НГУ, аспирант получал 120 рублей, стажёр в СО АН СССР получал 105 руб. М.н.с. без степени вроде 110 р. До мэнээса ещё нужно было не менее двух лет отработать стажёром. Инженер 110. Старший инженер 140. Так что аспиранты ценились и попасть в аспирантуру было ой как не просто. Нынче моя аспирантка седьмой год в аспирантуре, второй раз в декрете (в отпуске по уходу за ребёнком) сидит… и правильно делает.
НОПАК
+3
НОПАК, 5 Июля 2013 , url
Ну да, в наше время 120 рублей — это было очень круто. Я работал на кафедре по НИСу инженером на такую же зарплату, а в аспирантуре — заочно. В Челябинск можно было летать на самолете хоть каждый день, командировка же, еще и командировочные платили.

И хотя я диссертацию защитил во второй половине 90-х, всё равно науки уже как таковой в вузах небыло. У нас были НИЛы (научно-исследовательские лобаратории) в 80-х, вот это была прикладная наука. Работали они на оборонку и были на хозрасчете. Каждый студент мечтал там трудиться, причем, зарплата не имела значения. Престижно там было, и для творчества — небыло границ.
mumu
+1
mumu, 5 Июля 2013 , url
Я не в теме просто, но не могу себе представить что такого есть в университете, чего бы он не мог найти где-то ещё. Какие-то уникальные установки для экспериментов? А на производстве их нет?
Я просто не могу поверить, что в российсмких институтах есть что-то настолько новое и уникальное, чего больше нигде нельзя найти
НОПАК
+5
НОПАК, 5 Июля 2013 , url
А мне почему-то всегда казалось, что именно в вузовской науке всё и рождается.

Вот, простой пример. Знаете такой марсоход, называется Spirit? Шасси этого марсохода спроектированы на основе научных разработок одного моего судента, который занимался электроприводом.

Уже когда он закончил университет и поступил в аспирантуру, куда он только не писал про свое изобретение. Везде его посылали с этим изобретением на йух. И вот, однажды, ради прикола он напиал в NASA. В итоге его избретение внедрили в марсоход, а ему прислали почетную благодарственную грамоту. А через несколько лет, так и не защитив здесь диссертацию по своей специальности, он уехал на ПМЖ в США. Больше я его не видел.
mumu
+1
mumu, 5 Июля 2013 , url
Спасибо, интересная история. Я человек очень далёкий от науки, поэтому о науке в институтах сужу только вспоминая свои лабораторные работы в вузе, на послевоенном оборудовании по пожелтевшим от времени методичкам…
Black_Mad
+1
Black_Mad, 5 Июля 2013 , url
Да уж Фортов явно не Ломоносов.
НОПАК
+1
НОПАК, 5 Июля 2013 , url
Сейчас среди российских академиков идет борьба за должность, все хотят возглавить ЖКХ РАН. Но, у Путина нет столько дожностей в этой сфере, поэтому, он может пойти на компромисс, и создать несколько отделений ЖКХ РАН, а так же пристроить некоторых академиков консультантами по науке в министерства и ведомства. В зарплате выиграют однозначно.
НОПАК
+3
НОПАК, 5 Июля 2013 , url
РАН уже давным давно является придатком министерства.

Так что поздно пить боржоми, когда почки уже отвалились.
Mopok
+1
Mopok, 5 Июля 2013 , url
из истории:
В январе 1926г. Муссолини принимает решение о создании альтернативной Королевской академии, взгляды которой будут гармонизированы с политикой партии.
Ее главной целью было
1) консолидация итальянского народа в политическом контексте правящего фашистского режима,
2) пропаганда национальной науки за рубежом,
3) налаживание взаимоотношений между властью и критически настроенными интеллектуалами.

Традиционная академия Линчеи, основанная еще в 1603 году, отличалась вольнодумством и академической независимостью. Возглавлял Линчеи к этому времени естествоиспытатель Вито Вольтерра.

Новые члены Королевской академии, назначенные Королевским указом, давали присягу на верность режиму Муссолини. В обмен они получали содержание на порядок превосходящее средний уровень дохода на то время в Италии, бесплатный проезд в Первом классе и прочие привилегии. В 1939 году традиционная академия деи Линчеи была полностью ликвидирована.

Вито Вольтерра, будучи аристократом, в 1931 году отказался принести обязательную для всех профессоров всех университетов Италии присягу на верность режиму. В результате чего он лишился поста профессора университета в Риме. Любопытно, что из 1250 профессоров его поддержали только 11. Позже, в 1934 г, принести аналогичную присягу потребовали от всех недобитых академиков. Снова отказ и лишение звания академика.

После падения фашистского режима историческая справедливость в Италии была восстановлена, Королевская академия распущена, а традиционная (деи Линчеи) заново воссоздана.
suare
+2
suare, 5 Июля 2013 , url
источник: polit.ru
Лучано Майани (Luciano Maiani)
С сайта www.technonews.it
03 июля 2013, 08:39 Наука в современной России Российская академия наук
Бывший директор ЦЕРНа сравнил реформу РАН с уничтожением Итальянской академии режимом Муссолини
Известный физик-теоретик, бывший директор ЦЕРН (1999-2003), иностранный член РАН Лучано Майани (Luciano Maiani) обратился к министру образования и науки Дмитрию Ливанову с письмом, в котором он выразил обеспокоенность планами про реформированию РАН. Письмо опубликовано на сайте «Полит.ру» с разрешения автора.

«Мы хотели бы подчеркнуть, что внося изменения в такой старый и уважаемый институт [как РАН], нужно делать это с максимальной осторожностью и полным вовлечением научного сообщества. На самом деле, о научных достижениях должны судить ученые, посвятившие свои жизни идеалам науки и культуры. А не политики или даже хуже бюрократы», – говорится в тексте письма.

Далее Лучиано Майани пишет: «Возможно, такое сравнение покажется вам неподходящим, но имейте ввиду, что Национальная академия Италии (Accademia Nazionale dei Lincei), которой более 400 лет, была “реформирована” только один раз – во времена Муссолини, когда она была заменена Академией Италии (Accademia d' Italia). После войны, итальянцы и антифашисты решили вернуться к традициям старой Accademia dei Lincei, которая является наиболее старой академией в мире, и среди ее наиболее выдающихся публикаций – труды Галилео Галилея, которые привели к появлению “науки нового времени”».

«Поэтому мы надеемся, что торопливые и не очень хорошо спланированные «реформы» не разрушат того, что создали века работы ученых», – отмечается в заключение письма итальянского физика-теоретика.
Бывали ли в истории случаи, когда Академию лишали имущества? Известен лишь один пример. В Италии Национальная академия дель Линчеи, одним из первых членов которой был Галилей, была распущена Муссолини, но после того, как его повесили, Академию восстановили. На Пленуме ЦК КПСС в 1963 году гневался Хрущев: «Если Академия наук будет вмешиваться, мы разгоним к чёртовой матери Академию наук, потому что Академия наук нам не нужна, это нужно было для буржуазного русского государства». Через год поста лишился сам Хрущев, и ему в вину было поставлено, в числе прочего, то, что испортил отношения с учеными.
Впрочем, говорят, что единственный урок истории состоит в том, что никто из нее уроков не извлекает.
Romych
+1
Romych, 5 Июля 2013 , url
Академик РАН Александр Спирин, основатель Института белка РАН

Правильно говорить «Институт Бе́лки»)
suare
0
suare, 5 Июля 2013 , url
источник: news.vdv-s.ru
Как Институт белка превратился в Институт белки
Летом 2010 года РАН сделала англоязычный вариант собственного сайта. Кто именно делал перевод, видимо, так и останется тайной, однако без ПРОМТа тут явно не обошлось. Так, «Институт белка́» этот надмозг перевел как «Squirrel institute» («Институт бе́лки»), что стало наиболее запоминающимся ляпом.

Первым на беличий институт наткнулся 2myshki ещё 29 августа 2010, однако, кроме пары френдов, об этом никто не узнал. Следующим на казус 17 сентября 2010 обратил внимание use_yer_name, и понеслась.

Через день «Институт белки» появился у Татьяныча, где читатели накидали ещё множество подобных примеров с того же славного сайта.

Звучали мнения, что это просто подстава, но дело в том, что все эти безобразия с переводами встречаются в документе «The Russian Academy of Sciences, 2006 Update», датированном аж 2006 годом. Скачать его, чтобы посмотреть и убедиться, можно здесь.

20 сентября РАН пофиксила свой сайт и убрала лулзы. Но анонимус не забывает.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать