Филип Жаффе: «Антисемитизм изменился по форме, но никуда не делся»

отметили
37
человек
в архиве
Филип Жаффе: «Антисемитизм изменился по форме, но никуда не делся»
В канун 70-летия начала Нюрнбергского процесса — первого, по сути, международного судебного разбирательства о военных преступлениях Елена Серветтаз поговорила с доктором психологических наук, психотерапевтом Швейцарской Федерации Психологов, экспертом в области судебной психологии Филипом Жаффе. Доктор Жаффе (Dr Philip D. Jaffé) в эфире RFI анализирует, что стояло за антисемитизмом немецких нацистов; почему некоторые подсудимые Нюрнбергского процесса знали об иудаизме столько, сколько обычно знают самые религиозные евреи; можно ли говорить о том, что исламофобия — это новый антисемитизм. «Большинство из нас может быть и сегодня подвержено идеологической манипуляции при наличии ряда факторов», — считает доктор Жаффе.

источник: scd.ru.rfi.fr
Психотерапевт Швейцарской Федерации Психологов (FSP), эксперт в области судебной психологии, доктор психологических наук Филип Жаффе.

RFI: В ноябре, 70 лет назад, начался Нюрнбергский процесс. При его детальном изучении у меня возник вопрос, можно ли рассматривать антисемитизм как болезнь? Мы ни в коем случае не пытаемся оправдать эти военные преступления. Я это особенно подчеркиваю. Но можно ли антисемитизм рассматривать как некоторую фобию?

Филип Жаффе: Антисемитизм, как и много других «-измов», является формой неуважения, в очень сильной форме, к определенной группе лиц. Это служит обоснованием определенного отношения одной группы к другой, и если дать этому развиваться бесконтрольно, то очень быстро это может зайти слишком далеко, в том числе дойти до насилия и смертей.

RFI: На скамье подсудимых в Нюрнберге были люди, которые знали о евреях и иудаизме, об их образе жизни, больше, чем даже многие современные евреи. Они относились к евреям с таким подозрением, что решили все это изучить?

Я думаю, здесь нужно оглянуться немного в прошлое, попытаться представить себе это в историческом контексте: люди, которых признали виновными в этих преступлениях, жили в очень странные времена и именно в эти времена сделали свою карьеру. Это были годы больших идеологических столкновений, между христианством и коммунизмом и т. д., ну и антисемитизм имел место. Эти люди, если хотите, были продуктом своего времени, они были осведомлены о различных идеологиях и религиях, знакомы с экстремистскими идеями. Потому неудивительно, что у них было непростое отношение к разным явлениям.

источник: scd.ru.rfi.fr
Афиша выставки «Евреи и Франция», сентябрь 1941.

С точки зрения экономики время тоже было очень непростое, так что все это, так сказать, всплыло на поверхность и привело к возникновению таких странных злодеев, которые хорошо знали евреев и их религию, иудаизм; при этом их расизм поощряли и учили ему. В результате в ту эпоху подобные черты особенно сильно у них проявились, больше, чем в какое-либо другое время, надо думать.

Люди, у которых было противоречивое отношение к евреям, которые, с одной стороны, в какой то степени восхищались ими, а с другой — пытались их уничтожить. Здесь играет свою роль и некая групповая психология, ведь евреи — довольно закрытая социальная группа: чтобы стать ее частью, одного желания недостаточно, кроме того, в те времена эта группа была очень успешна.

Добавлю также, что очень интересна такая вещь: это люди, у которых было противоречивое отношение к евреям, которые, с одной стороны, в какой то степени восхищались ими, а с другой — пытались их уничтожить. Здесь играет свою роль и некая групповая психология, ведь евреи — довольно закрытая социальная группа: чтобы стать ее частью, одного желания недостаточно, кроме того, в те времена эта группа была очень успешна.

То есть, с одной стороны, имело место преклонение перед тем, что было наилучшего в еврействе — перед их успехами в культуре и науке, с другой же стороны, эти наблюдения поставили их лицом к лицу с недостаточностью собственных достижений. То есть одновременно имели место как зависть и восхищение, так и обида и ненависть, до этого не хватало только идеологии, которая способствовала бы проявлениям этой ненависти.

RFI: Возьмем скажем, Адольфа Эйхмана, одного из подсудимых Нюрнбергского процесса. Он не заканчивал высшей школы, но занимал высокий пост в Третьем Рейхе. Эйхман досконально знал еврейскую культуру, говорил на иврите. В то время, пока нацисты еще не говорили об «окончательном решении еврейского вопроса», Эйхман занимался вопросом эмиграции. Он встречался с раввинами, чтобы организовать высылку всех евреев из Германии. План тогда сорвался.

После того, как было принято решение об уничтожении всех евреев, случилась одна страшная и странная история. В 1942 году три еврейские семьи (16 взрослых и одна маленькая девочка), спасаясь от нацистов, укрылись близ Полярного круга. Нацисты узнали об этом и отправились за ними… Их жизни закончились в Освенциме. Таковы были масштабы их ненависти и страха, они боялись, что после уничтожения всех евреев именно эти три семьи могли бы вновь начать все с начала. Это была какая-то параноидальная шизофрения. Как вы прокомментируете это?


источник: scd.ru.rfi.fr
Адольф Эйхман

Да, это очень интересная сторона сумасшествия, которое овладело тогда нацистами, они смогли сформировать веру в то, что очень малочисленное большинство, — каковым являлись евреи, как в Германии, так и в Европе в целом, — могло «заразить» арийскую расу, нарушив ее чистоту. Речь идет в первую очередь о смешанных браках. Они действительно серьезно верили в это, и в их понимании единственным способом предотвратить это было уничтожить всех евреев, со стороны которых бы имелась такая угроза «заражения», и таким образом сохранить чистоту нации. То есть целью было полное искоренение «конкурирующей» группы. Это настолько иррационально, что люди начали придумывать новые, более эффективные способы, чтобы реализовать это уничтожение на практике, чтобы до последнего искоренить всех евреев.

Они действительно серьезно верили в это, и в их понимании единственным способом предотвратить это было уничтожить всех евреев, со стороны которых бы имелась такая угроза «заражения», и таким образом сохранить чистоту нации.

RFI: В музее Yad Vashem (Яд Вашем) хранится множество фотографий, материалов и документов касательно деятельности Папы Римского в то время. Тогдашний понтифик не то чтобы открыто поддерживал уничтожение евреев, но и никак не осуждал происходящее. Как можно объяснить эту позицию Церкви?

Отличный вопрос. После войны немало интеллектуалов заинтересовалось этим вопросом: как так получилось, что христианство, христиане и церкви были частью всего это — хотя, напомню, далеко не все. Это было попыткой со стороны христианских мыслителей понять, как вышло, что их духовенство, Ватикан, протестантские церкви смогли заразиться подобной идеологией и также пополнить ряды воинствующих антисемитов.

Тут проблема в социальном контроле, любой человек рискует поддаться ему, с небольшим количеством исключений. Большинство же из нас может подвергнуться идеологической манипуляции при наличии ряда факторов. Кроме того, главы церквей не стали выступать против этого с твердым осуждением. Тут мы как раз возвращаемся к вашему вопросу: если бы Папа активно осуждал происходящее, злоупотребления, проистекавшие из идеологии нацистов, идеи о расовом превосходстве, — вполне вероятно, что история сложилась бы совсем иначе. Это свидетельствует о том, насколько важна роль лидера, такого как Папа Римский, насколько важно, чтобы у него был твердый моральный стержень и понимание происходящего в его время.

RFI: К вопросу об антисемитизме в Германии — его не следует рассматривать только в контексте 30-40х годов ХХ века. Антисемитизм как явление развивался на протяжении нескольких веков. Возьмем Канта, Шопенгауэра, Гегеля и Хайдеггера — они говорили примерно одно и то же, например, что «евреи — вампиры общества». Все это было задолго до событий, предшествующих Нюрнбергскому процессу.

источник: scd.ru.rfi.fr

Да, вы правы. Антисемитизм — один из таких простых предрассудков, он очень долговечный, сильный и практически универсальный: с ним можно столкнуться практически где угодно, и он встречался в истории много раз, задолго до того, как появилась идеология нацизма. Если говорить непосредственно о Германии, то уже в конце XIX века встречаются следы идей, согласно которым евреи строили какие-то планы, заговор для того, чтобы захватить контроль над экономикой мира. Это усиливалось по мере того, как распространялась идеология большевиков. Сторонники этих идей отметили, что в революции в России участвовало немало евреев, и считали, что эта противоборствующая идеология является частью подобных планов по захвату мира.

Большинство из нас может и сегодня подвергнуться идеологической манипуляции при наличии ряда факторов.

У этого явления есть и более глубокие корни: некоторые идеи, распространенные среди христиан. Если упростить, идея заключается в том, что евреи убили Христа, эта идея была частью убеждений христиан на протяжении многих веков. Именно на ней основывалось появление инквизиции в Испании, например, и в течение нескольких веков антисемитизм в Испании был очень сильный, наподобие тому, что было в Германии. Хотя там это не привело к массовым убийствам, это, несомненно, повлияло на мышление людей.

Опять же, ваш вопрос — о прошлом. Но интересно то, что даже сегодня антисемитизм изменился, никто не заводит речь о том, чтобы уничтожить евреев, но есть, например, любопытный поворот истории: сегодня многие антисемиты называют Израиль нацистским государством, в котором роль нацистов Ближнего Востока играют как раз евреи. Мы видим, что антисемитизм изменился по своей форме, но никуда не делся.

источник: scd.ru.rfi.fr
Пропалестинская манифестация в Париже, 27 июля 2014.

RFI: Говоря об антисемитизме, есть ли сегодня похожие фобии? Некоторые европейские политики пытаются, например, внушить своим гражданам страх перед сирийскими беженцами. В социальных сетях, мы читаем комментарии о том, что сирийские беженцы — «дикари, варвары, способные поработить Европу». Что это за фобия в данном случае?

Если говорить об исламофобии, она, возможно, подменяет в некоторой форме антисемитизм, но я не стал бы говорить, что это одно и то же по содержанию. Однако существует сильный страх перед идеей о том, что ислам захватит Европу. Этот страх уже провоцирует реакции, это акции «одиноких волков» наподобие Брейвика в Норвегии, который убил несколько десятков человек, он как раз боялся такого «захвата». Это также заметно, если посмотреть, за кого голосует значительная часть населения — они голосуют за партии, которые хотят закрыть границы, опасаясь лазутчиков из арабских стран. Примером может служить Швейцария, очень спокойная и тихая страна, где, возможно, в скором времени будет проведен референдум о том, чтобы запретить ношение мусульманских платков, чадры и хиджаба, что довольно странно для страны, где никто таких платков не носит, но это уже неважно.

Cегодня антисемитизм изменился, никто не заводит речь о том, чтобы уничтожить евреев. Но сегодня многие антисемиты называют Израиль нацистским государством, в котором роль нацистов Ближнего Востока играют как раз евреи.

Как видите, распространение предрассудков принимает разнообразные формы. Я думаю, что есть очень важный элемент, обуславливающий то, как предрассудки могут смещаться на другой объект. Это связано с тем, что у каждого человека есть тенденция к предрассудкам, потому что всем нам хочется в какой-то мере принадлежать к доминирующей группе. Если вокруг нас нет никого, кого отнести к подчиненной группе, их следует найти, это обеспечивает нам самоутвердиться.

Единственный способ побороть это — когда лидеры общества, политики, интеллектуалы, артисты говорят нам, что у нас нет необходимости выглядеть лучше, чем другие, что мы и так все делаем хорошо и способны многого достичь. Это удовлетворяет нарциссическую натуру человека, ему приятно это слышать, он польщен и менее склонен считать, что ему кто-то угрожает.
Добавил suare suare 6 Мая 2016
проблема (1)
Комментарии участников:
Osado
+4
Osado, 6 Мая 2016 , url
Про русофобию ничего подобного никогда не напишут.
Кроме этого тора явно запрещает примечать гениев из гоев, и это вбито на столь глубинном уровне, с детства, что даже среди еврейских учёных, якобы атеистов ходит практика, что если автор статьи гой, то даже ссылаться на него не рекомендуется.

Именно поэтому, если говорить об антисемитизме как об античеловечности, то нет никого более античеловечного, чем сами евреи.
Osado
+4
Osado, 6 Мая 2016 , url
Русский не делает различия между собой и всеми остальными, он русский и остальные тоже русские, ну на крайняк такие странные китайские русские с узкими глазами, или американцы, подразумевая и чернокожих и белых.
А для еврея — он еврей, а все остальные гои. Вообще, все кто не еврей — гои. При этом гой это не просто человек из народа, это именно уничижительный оттенок, ни один гой не может стать отцом еврейскому ребенку, по определению не может. Это поразительно! Это безумие!
suare
+1
suare, 6 Мая 2016 , url

Osado
+2
Osado, 6 Мая 2016 , url
Кстати, «Христа распяли — сами породили, сами и распяли». Христа распяли римляне, т.к. еврея может судить и казнить только еврей, а гоев отдавали под суд другим.

Язык христа арамейский, талмудисты однозначно говорят, что отцом Иисуса являлся римлянин по имени «Пантера». О матери они говорят «шлюха» из Галилеи, в талмуде женщина-нееврейка — шлюха, т.е. нееврейка из Галилеи. Итого отец Иисуса римлянин, мать нееврейка из Галилеи, говорит он на арамейском, но каким-то боком еврей.

Породили евреи Иисуса действительно, породили, т.к. ходили за ним и записывали, стараясь подловить на каждом слове, но кесареву-кесарево, а подловить так и не получилось.
Stopor
+2
Stopor, 6 Мая 2016 , url
Это кто научил Вас так классно обобщать, не бытовые ли нацики? Вот я еврей, я не считаю Вас гоем пока Вы не покажете определённый уровень антисемитской упоротости и недостатка культуры.
Со всем уважением к нормально воспитанным русским, украинцам, белоруссам, китайцам, англосаксам и людям любых других национальностей.
Osado
+1
Osado, 6 Мая 2016 , url
8:44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

22:15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
22:18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал; что искушаете Меня, лицемеры ?

12:25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
12:26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Я как бы намекаю, что понимаю, что мои попытки обличить евреев перед евреем — тщетны на корню. Сатана сатану не изгонит.
Если бы мне удалось, то ты бы не был евреем.

С другой стороны, будь я более глуп и продолжил, это обернулось бы бесконечной дискуссией с попытками уличить меня в словах.
Stopor
+3
Stopor, 6 Мая 2016 , url
Священные и псевдосвященные тексты писались в определенных исторических условиях и с определенными в этих условиях целями, не всегда верно трактуемыми применительно к современному миру.
Я к Вам по-простому, по человечески, а эти изыскания и прочие рассуждения о мудросионских протоколах и.т.п. оставьте для фашиствующих пропагандистов национальной розни и конспиролухов.
dinga
+4
dinga, 6 Мая 2016 , url
«гой» дословно «народ», причём на арамейском и никакой эмоциональной коннотации нет к этому слову, а вступать в дискуссию с человеком, который утверждает, что «еврейские ученые не ссылаются на нееврейских» (интересно, как это в СССР атомное оружие создавали или сегодняшняя Израильская наука и хай-тек функционируют и кому вообще прийдет в голову проверять национальность научного коллеги, автора статьи или специалиста и зачем это вообще нужно? ;) то это уже не вопрос «гой» или «не гой», а вопрос психиатрии, и с ним должен разговаривать подготовленный специалист в соответствующей области, в комнате с мягкими обоями и по специальной методике.
А если это не псих, а упоротый антисемит, то следует таки прислушаться к совету Иисуса из Назарета и не метать бисер…
Osado
+3
Osado, 7 Мая 2016 , url
Вследствие многочисленных близкородственных браков и последующей генетической дегенерации, доля психических и онкологических заболеваний среди евреев гораздо больше, чем в среднем по планете. Это правда, правильный еврей знаком со своим психиатром с детства.

В дополнении к вашей нетактичной игре в больничку, посмею предположить, что среди нас двоих лишь вы нуждаетесь в помощи специалиста, в связи с нежеланием принять правду о матери.

Вы как фарисей пытаетесь найти подвох, а подвоха нет, я не сказал, что не ссылаются вовсе, а лишь то, что предпочитают ссылаться на своих, а чужих игнорировать. По фамилии, по знакомству. Взять базу, список фамилий явных, проверить, простой алгоритм по графу. Наибольшая клика будет среди евреев, показать все связи, остальные будут сбоку, при том остальные будут ссылаться примерно равномерно на всех, а наибольшая клика в основном на своих.

Смысл предложения состоит в методе его верификации.
dinga
+4
dinga, 7 Мая 2016 , url
Вы живёте в вымышленном мире, домысливая обрывки какой-то информации до целого, не имеющего ничего общего с реальностью.
Действительно есть определённый генетический профиль, и известные предрасположенности к некотором болезням по разным общинам, и в Израиле это спокойно изучают, знают и открыто обсуждают, например всем предлагается проходить дорогостоящие генетические проверки перед браком за счёт государства, если оба из одной общины, хотя сегодня в Израиле один из самых высоких на Западе процент смешанных браков, не говоря уже о браках между восточными и европейцами, так что сегодня в Израиле у 75% уже смешанный бекграунд и «чистого ашкеназа» можно найти только среди ультрортодоксов или «русских», хотя у последних найти семью без «гоя» тоже почти невозможно ;)
Про то что процент «выше», то это не согласуется ни с какой статистикой, тем более в Израиле почти все служат в армии и получают медицинский профиль (должны пройти приписку в военкомате, даже чтоб откосить), по статистике которого Израиль сегодня — одно из самых здоровых западных обществ и долгоживуших.
Средний возраст один из самых высоких в мире кстати.
И если бы все были генетические «выраженцы», дебилы, то стоило бы столько бы тогда копья ломать о «еврейском вопросе»? ;)
Про статьи — бред! ЗАЧЕМ это нужно? Убедиться в том, что среди учёных много евреев, и физика, медицина и финансы идут лучше чем футбол, борьба или баскетбол, в котором вообще уже белым нет места? ;) и что это поменяет?
Так было, и так будет.
Вы хоть одну научную статью написали? Знаете как это делается? У вас есть тема и вы её развиваете, какая нах разница вообще, кто в ней продвинулся и может быть вам полезен, с кем он спит и во что верит?!
Это ещё более дико, чем доказывать, что евреи не пьют кровь христианских младенцев.
Про арамейский, так это вообще смешно — к вашему сведению, на нем до сих пор брачный контракт, «ктуба» написан у каждого, кто женился традиционно и большая часть Талмуда.
Этот язык стал основным задолго до рождения Иисуса. И спорить о его биографии за неимением архивов того времени, фото и т.д. вообще бессмысленно.
Georg7
+2
Georg7, 7 Мая 2016 , url
Аналогично.Русская культура для меня родная.А в окружении у меня люди от украинцев до таджиков.Че-то вы заговариваетесь.
oleg_ws
+5
oleg_ws, 6 Мая 2016 , url
можно ли говорить о том, что исламофобия — это новый антисемитизм.
Только что-то в 30-х со стороны евреев не было такого терроризма и даже намека на него, как сейчас от мусульманского фундаментализма.
Так что тут скорее подмена понятий.
dinga
+4
dinga, 6 Мая 2016 , url
Я полностью с Вами согласен.
Сегодняшняя обеспокоенность европейских политиков, условно говоря, консервативного направления, никак не связана с этичностью или ксенофобскими предрассудками, а идеологическим столкновением принципиально разных подходов к жизни, несовместимых, массовой и неконтролируемое эмиграцией людей другой культуры на фоне конфликтов на БВ, и демагогия — сравнение этого с европейской юдофобей, страхами и ненавистью к европейским евреям, кровавые наветы и т.д., проживших в Европе более 1000-1500 лет и фактически являющихся Европейским народом, гораздо сильнее культурно и языково связанных с Европой (тем более после начала эмансипации и выхода из гетто), чем с БВ и даже внешне трудно отличимых от европейцев…
Демагогия. Это совершенно разные явления и разная природа конфликта.
Конфликт был именно внутревропейский (о восточных евреях никто даже толком и не знал, включая и самих европейских евреев).
Евреи участвовали в европейской истории, в финансах и торговле, в последствие в науке и культуре, а ещё позже и в политике и революциях, христианство пыталось идеологически задвинуть иудаизм и обьяснить феномен евреев, которых не окрестить. Евреи сами по себе не подарок, идеализировать еврейскую историю, быт и уклад также глупо, как и у любого другого народа.
и если раньше вся их энергия была закактачена внутри себя, то со временем и из их среды выходило много всякого, разного.
Нацистские идеологи в своих расовых предрассудках действительно прекративших «силу еврейства», верили, в том что гегемонии «арийцев» мешают именно «семиты», которых они считали своим антиподами и видели опасного и сильного противника, идеологически, так как физически евреи вообще были разобщены между собой, не имели ни государства, ни армии, и именно поэтому, зажатые в своих идеологических клише, типа нацистского идеолога Розенберга, так преувеличивали роль немцев в царской России и евреев в СССР, считая «славян», «тюрок» и т.д. типа неспособными, «не ровней себе» и т.д.
Достаточно почитать их брошюрки про «унтерменшей» и даже фотографии «восточных дикарей».
Они жестоко ошиблись… а их «мыслители» кончили в петле или ядом.
Те же Розенберг или Хайдегер.
PM
+1
PM, 7 Мая 2016 , url
Конец сороковых?
oleg_ws
+1
oleg_ws, 7 Мая 2016 , url
Для Европы, если брать сороковые, то скорее не конец, а до середины.
В СССР возможно да, вроде «космоплитизма», «кремлевских врачей», чистки НКВД и то со стороны больше властей.
Для Ближнего Востока, так там скорее была война за выживание, чем терроризм и локализовано в Палестине, а не по всему миру, как у той же Аль-Каиды
Kid
+1
Kid, 7 Мая 2016 , url
… это очень интересная сторона сумасшествия, которое овладело тогда нацистами, они смогли сформировать веру в то, что очень малочисленное большинство, — каковым являлись евреи, как в Германии, так и в Европе в целом ...
Трудности перевода?
Kalibr
+2
Kalibr, 7 Мая 2016 , url
В основе иудаизма религии лежит махровый нацизм. Когда же евреи заметят бревно в своем глазу?


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать