Высоцкий: он жил с оголенным нервом(Сегодня — день памяти Владимира Семеновича Высоцкого)

отметили
54
человека
в архиве
Высоцкий: он жил с оголенным нервом(Сегодня — день памяти Владимира Семеновича Высоцкого)
25 июля 1980 года ушел из жизни русский поэт, певец, прозаик, актер театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий. Сообщений о смерти Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, некролог в газете «Советская культура» и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России»). Над окошком театральной кассы было вывешено объявление: Умер актёр Владимир Высоцкий.

Родился за три года до войны

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы. Раннее детство провел в московской коммунальной квартире. Два года жил с матерью в эвакуации на Урале, в 1947-1949 с отцом-военнослужащим и его второй женой жил в Эберсвальде (Германия), затем снова в Москве, в Большом Каретном переулке. По окончании школы некоторое время учился в Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960. Работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, в 1964-1980 — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в спектаклях «Жизнь Галилея» и «Гамлет», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачев», «Вишневый сад», «Преступление и наказание» и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. В 1961 году написал первую песню «Татуировка», положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически — с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В первой половине 1960-х годов Владимир Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее — на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Владимира Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов.

В 1968 году в прессе появились инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Владимира Высоцкого. Вот короткие выдержки из писем «возмущенных» творчеством Высоцкого советских граждан: "…Бард хотел улучшить людей. Но разве от этого легче? Хороши ли средства? Хорош ли его герой, его идеал? Если и была маска, то она приросла, стала лицом – есть у маски такая скверная тенденция прирастать. И надо быть великим мастером, чтобы соблюсти дистанцию. В данном случае – увы… Вот и прижился Высоцкий там, где явно не хотел бы. Сытые «сильные личности» поют его пьяными голосами. Держат за своего…". (О. Разводова, преподаватель Воронежского университета); „Это идеологическая диверсия. Как это страшно, что музыку делают оружием разложения!“(Г.Морозова, старший библиотекарь, Калуга); «Герой Высоцкого не знает нормального мира народных, общечеловеческих ценностей. Но ежели судьба обделила – это одно, тут не вина, тут беда. Однако герой и не помышляет о нормальном мире нормальных ценностей. Возможно, я сужу предвзято. Но отсутствие диалога с Родиной, ответственности перед ней – очень серьезный показатель болезни. Нет душевного родства героя с народом, нет включенности в общее дело. Герой всегда особенный, всегда противопоставленный – заранее и всему» (Т. Салынская, школьница, Москва).

Бунтарь с Большой Каретной

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию.

Это обусловило глубокий драматизм судьбы Владимира Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе (неоконченный «Роман о девочках» (1977), и др.).

«Если основываться только на фактах – такой реализм меня не устраивает… Я хочу петь про людей, которые находятся в самой крайней ситуации: в момент риска, когда они в следующую минуту могут заглянуть в глаза смерти либо у них что-то сломалось, произошло или они на самом пороге неизвестного. Короче, людей на самом краю пропасти, на краю обрыва или идущих по узкому канату», – говорил Высоцкий во время концертов.

По словам знаменитого артиста М.А. Ульянова: «Высоцкий, как Пугачев или Разин, взбаламутил всю страну, весь народ».

А взбаламутить было непросто. Как пел сам Высоцкий:

Давно смолкли залпы орудий,

Над нами лишь солнечный свет.

На чем проверяются люди,

Если войны больше нет?!

Не ухнет уже бронебойный,

Не быть «похоронке» под дверь

И, кажется, все так спокойно,

Негде раскрыться теперь.

Жизнь, лишенная в застойный период романтики и неожиданных озарений, чрезвычайно нервировала Высоцкого. Он не мог и не хотел сдерживаться – из его уст то и дело слетали откровенные ругательства («к чертям», «невежды»).

В другом стихотворении поэт сравнивает себя и своих современников с «навозными жуками» и «мелководными мальками», которые живут только по видимости, а на самом деле влачат самое жалкое существование, очень похожее на смерть, когда «не будоражат ни паровозные свистки, ни пароходные гудки».

Именно поэтому он искал своих героев не там, где «все уютненько и спокойненько», а там, где гремят выстрелы, бушуют стихии, рвутся сухожилья – властвует смерть.

В 1975 Владимир Высоцкий со своей третьей женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади, поселился в доме на Малой Грузинской улице. Во второй половине 1970-х годов часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и др. странах. В 1979 принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь».

К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П. Любимов поставил спектакль «Владимир Высоцкий», запрещенный властями и разрешенный для показа только семь лет спустя. В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого — «Нерв», однако большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом.

«Только он не вернулся из боя»

Высоцкий родился перед войной и по своему малолетству не мог участвовать в боевых действиях. Но настолько правдивыми были его стихотворения о войне, что многие люди считали поэта фронтовиком. Из какого же источника черпал он «правду жизни и смерти» на войне? Сам Владимир Семенович говорил, что факты для своих стихотворений о войне он черпал из рассказов фронтовиков с которыми дружил и для которых был «своим в доску».

Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:

То же небо – опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только – он не вернулся из боя.<…>

То что пусто теперь, — не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня – будто ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» — А в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся из боя.<…>

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих…

Всё теперь – одному, — только кажется мне –

Это я не вернулся из боя.


Высоцкий не воспринимал героизм в рамках дозволенного, каким его насаждала официальная пропаганда. А от «образцовых людей», скучных в своей безупречности, его вообще тошнило. «Я с самого начала выступал против официоза, против однообразия. Я хотел делать что-то нервное, искреннее», – говорил Владимир Семенович.

В отместку за это артисту Высоцкому запрещали играть персонажей, которые считались сугубо положительными. Ему навязывали роли людей испорченных, чаще всего врагов и злодеев. Но Высоцкий находил героическое даже в таких ролях.

А его собственное творчество стало безусловным местом для подвигов в том смысле, какой вкладывал в это слово он сам. И этот смысл оказался близким миллионам слушателей. Люди нашли в произведениях Высоцкого то, чего им не хватало в повседневной действительности – острые ощущения опасности, нечеловеческое напряжение сил и самопожертвование во имя победы.

Планета по имени Владивысоцкий

1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера — Владивысоцкий. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера — Владимира Высоцкого. Так кто же он — актер, поэт или композитор? Он сам в одном из интервью ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, — может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет».

Многие песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того — ни кем ещё не написанных пьес. Пьеса с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. При чем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Высоцкий вроде бы и не обращал на это, ни какого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – «песни – роли».

В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке — «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен».

«Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?»

Нервная система творца требовала подпитки и перезарядки для рождения новых образов и эмоций. Этой подпиткой стали, к сожалению, алкоголь и наркотики. Они помогали смешивать нереальное с реальным, они же убивали поэта и артиста.

Владимир Высоцкий в своей недолгой жизни не раз побывал в реанимации, на его счету пять или шесть автомобильных аварий и две клинические смерти. Свою первую автомашину — «Жигули“ — Владимир Семенович разбил почти сразу после приобретения. После серьезной аварии прекратила существование и его первая иномарка — »Рено“. Перевернулся на «БМВ». Разбиты оба «Мерседеса»: первый, большой, — летом 1979-го, второй, маленький, — 1 января 1980-го.

Смерть подстерегала его не только на дорогах. В доме Всеволода Абдулова у 30-летнего Высоцкого пошла горлом кровь. «Скорая“ приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге», — написал в дневнике Валерий Золотухин.

Многие друзья Высоцкого упорно говорят о том, что Владимир Семенович предпринимал многочисленные попытки покончить с наследственным алкоголизмом. Лечился в больницах, соглашался на вшивку диковинных в Советском Союзе эспералей. Вдова поэта — актриса Марина Влади, в повести «Владимир, или Прерванный полет“ признавала: „Это не более чем подпорка. Но благодаря ей тебе на шесть с лишним лет удается отодвинуть роковую дату, предназначенную судьбой…“

— Володя проклинал алкоголизм, от которого безуспешно пытался избавиться, — говорил друг “позднего“ Высоцкого Михаил Шемякин.

— Некоторые думают: „А-а, он был алкоголиком!“ Да ни черта подобного! Все его нагрузки по накалу точно совпадали. Он безумствовал, когда пьянствовал, но когда он работал, то нагрузки тоже были колоссальными!“

…О том, что Высоцкий — наркоман, первой объявила Марина Влади в автобиографической повести “Владимир…». На нее многие обиделись. Еще и потому обиделись, что пьянство, алкоголизм — вещи для русского человека привычные, а наркомании в Советском Союзе, как и секса, официально не существовало.

В Советском Союзе проблемы, где достать наркотики, для Высоцкого по большому счету не существовало. «Были моменты, когда Володя уже не мог контролировать себя. Сколько бы мы ни достали — правдами и неправдами — он мог сразу сделать себе… Мог всадить колоссальную дозу». То же говорит и еще один человек из окружения Высоцкого — В. Шехтман: «В последнее время Володя реально себя не ощущал. „Володя, а сколько ты сегодня хватанул“ Штук 10 уже засадил» — «Да это же вода! Они туда воду наливают!»

С приближением Олимпиады все столичные больницы и аптеки были взяты под строжайший контроль. Высоцкий вынужден был вернуться к алкоголю. «Почему были эти жуткие последние запои? Да потому, что никто не мог достать лекарства! — считает Оксана Ярмольник.

24 июля оказалось последним днем жизни Владимира Высоцкого. Он по-прежнему стонал, метался по комнате, куда-то рвался. Очевидцы утверждают: находился практически в полубессознательном состоянии.

А потом остановилось сердце. На этот раз уже намертво.

Близкие Владимиру Семеновичу люди сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. Боялись, что будет установлено: Высоцкий — наркоман. Врачебное заключение о смерти гласит: „Причина — острая сердечно – сосудистая недостаточность“. Его смерть пришлась на тот период, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, желая тем самым не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. Однако, несмотря на многочисленные старания „сверху“, в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, люди вставали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

Мне меньше полувека — сорок с лишним,

Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним, —

— это было одно из последних стихотворений Высоцкого.

Роли, ставшие жизнью и жизнь ставшая ролью

Поэт оставил после себя богатое духовное наследие. Им пользуются до сих пор миллионы людей, которых он никогда не знал но, которые знают и любят его. Остались в этой жизни, где уже нет Владимира Семеновича, его родные и любимые люди.

Несмотря на всякие слухи и появления внебрачных наследников, у Владимира Высоцкого тем не менее остались двое официальных сыновей: 50-летний Аркадий и 48-летний Никита.

Дети родились в браке с Людмилой Владимировной Абрамовой. Когда Высоцкий расстался с Абрамовой, Никите было 4 года, а брату Аркадию — 6 лет. Но отец старался при всякой возможности навещать сыновей и баловать их.

Аркадий Высоцкий окончил сценарный факультет ВГИКа. В молодости работал старателем на золотых приисках у друга отца Вадима Туманова, затем на телевидении со Львом Новоженовым и Владимиром Познером, потом перешел в Службу спасения. Сейчас Аркадий – сценарист. Человек непубличный и семейный.

Никита Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ, курс Олега Ефремова. Играл в Театре Советской Армии, „Современнике-2“, недолго работал в собственном „Московском маленьком театре“. В 1996 году стал директором Музея Высоцкого. Снимается в кино. Написал сценарий фильма о своём отце „Высоцкий. Спасибо, что живой“, который вышел на экраны в 2011 году, озвучил в нём роль своего отца.

С сентября 2012 года преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства во МГУКИ.

У Владимира Высоцкого семеро внуков. Двое детей Аркадия от первого брака сейчас живут в Америке со своей матерью. 29-летняя Наталья получила хорошее образование, 25-летний Владимир работает, занимается спортом.

Во втором браке у Аркадия родилось трое детей. 20-летний Никита сейчас учится в ВУЗе, 10-летний Миша, а самая младшая внучка Владимира Высоцкого 8-летняя Маша.

У Никиты двое детей. Семену 26 лет, он получил юридическое образование, Даниилу 24 лет. Высоцкий официально был женат трижды. Первая супруга Иза Константиновна Жукова работала актрисой в Киеве, в Театре им. Леси Украинки, потом в Ростове, в Перми, во Владимире, в Лиепае. Работала в Нижнетагильском театре драмы.

Людмила Владимировна Абрамова, вторая супруга Высоцкого и мать его сыновей, живет в Москве, преподает культурологию в лицее и занимается музеем Высоцкого: собирает материалы, обучает экскурсоводов, готовит выездные выставки.

Марина Влади живет во Франции, выпустила в свет семь книг.

Это все о нем

В 1995 году, в годовщину смерти Высоцкого, был открыт памятник поэту, композитору, актеру. Памятник установили у Петровских ворот. Скульптурное изваяние поэта считается одним из самых удачных. Это место любят посещать поклонники его творчества. Место для памятника было выбрано не случайно. Как-то в кругу друзей Высоцкий произнес фразу, которая сыграла в обстоятельствах установки памятника ключевую роль: „Но не поставят мне памятник в сквере, где-нибудь у Петровских ворот“. Особенно много посетителей возле памятника в день рождения и в день смерти Высоцкого.

Квартира Высоцкого, расположенная на Малой Грузинской, сдается в аренду. Безусловно, главная ее ценность состоит в том, что в ней некогда жил Владимир Высоцкий и его гостями были многие мировые знаменитости… Те, кто когда-либо обитал в квартире, отмечают, что по ночам обязательно снятся сны, в которых присутствует сам Высоцкий. Многочисленные поклонники таланта великого творца обращались к властям и наследникам, сделать в квартире музей. Но до сих пор этот вопрос не решен положительно. И лишь памятный барельеф с изображением Высоцкого напоминает нам о том, что здесь жил, работал и творил этот необыкновенный человек.

Дом-музей Высоцкого на Таганке существует более семнадцати лет и является, пожалуй, самым посещаемым местом поклонников его творчества. Идея создания дома-музея появилась сразу после смерти Владимира Семеновича. До создания музея все экспонаты направлялись в театр на Таганке, где семнадцать лет плодотворно работал Высоцкий. Лишь шестнадцатого января тысяча девятьсот восемьдесят девятого года было принято правительственное решение о создании музея. Сразу же родилось название музея „Дом Высоцкого на Таганке“. Исследуя творчество Высоцкого, близкие и друзья нашли именно тот дом и то место на Таганке, которое поэт воспевал в своих стихах, именно в этом доме было решено разместить музей. Директором музея стал сын Высоцкого Никита, с его приходом в девяносто шестом году в администрацию музея началась масштабная реконструкция. В настоящее время Дом Высоцкого на Таганке превратился в научно-практический и культурный центр, который занимается изучением творчества Владимира Семеновича, изучает и ту эпоху, в которой он жил и творил.

На могиле Владимира Высоцкого, а похоронен он на Ваганьковском кладбище, установлен памятник работы известного скульптора Александра Рукавишникова. Скульптура Рукавишникова более всего понравилась родителям поэта, хотя коллеги и друзья настаивали на абстрактной модели памятника. Родители желали увидеть в памятнике реальные черты знаменитого на весь мир сына, чтобы можно было прийти и поклониться каменной копии их любимого отрока. Ежегодно могилу Высоцкого посещают десятки тысяч туристов. Памятник буквально утопает в цветах круглый год.
Добавил Никандрович Никандрович 25 Июля 2016
проблема (2)
Комментарии участников:
Stopor
+2
Stopor, 25 Июля 2016 , url
Светлой памяти Владимира Семёновича



Stopor
+1
Stopor, 25 Июля 2016 , url
vmizh
0
vmizh, 26 Июля 2016 , url
Безо всяких условий — талантище. Но наркотики с алкоголизмом еще никому не помогли


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать