Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

18 комментариев
7 ноября 2008, 18:25 • Экономика

Дерипаска выходит на дорогу

Олег Дерипаска покупает дело жизни Брежнева

Дерипаска выходит на дорогу
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Павел Огородников

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) дала санкцию на увеличение «Базовым элементом», принадлежащим Олегу Дерипаске, доли в ПСК «Трансстрой» с 50% до 100%, сообщил газете ВЗГЛЯД глава управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов. Причем, как подчеркнул чиновник, сейчас ничего не мешает «совершению сделки уже в самые ближайшие дни и нет причин сомневаться в этом».

«Трансстрой» является крупнейшей в России компанией, которая специализируется на дорожном строительстве. В 1991 году она была создана, а если быть точным, то фактически приватизирована, министром транспортного строительства СССР Владимиром Брежневым. Тогда бессменному руководителю отрасли и однофамильцу генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева «позволили» превратить союзное ведомство в частную корпорацию.

Наступление» холдинга Олега Дерипаски на российские дороги идет по всем направлениям и с огромной скоростью

Как свидетельствуют сотрудники нынешней корпорации, в состав этого конгломерата разного рода организаций входили тысячи предприятий по всей стране, начиная от головного московского офиса – одной из семи высоток у площади трех вокзалов – и до разнопрофильных СМУ, институтов, производственных комбинатов, десятков тысяч единиц подвижного состава, включая даже собственную транспортную милицию.

В советские времена эта структура по праву считалась как одной из самых закрытых, так и самых богатых. Достаточно сказать, что руководители среднего звена министерства в середине 80-х годов имели зарплаты на уровне 600 рублей в месяц (это как сейчас примерно тысяч восемь долларов) и социальный пакет, которому впору завидовать нынешним крупнейшим банкам.

Совладельцем «Трансстроя» Олег Дерипаска стал осенью прошлого года. Перед сделкой все активы компании, связанные с транспортным строительством, были сосредоточены в ООО «Проектно-строительная компания (ПСК) «Трансстрой», 50-процентную долю которого и приобрел «Базэл». Тогда специалисты оценили сделку в 400–500 миллионов долларов. Но, по некоторым данным, она была выше на 40–50%.

По условиям соглашения между Олегом Дерипаской и Владимиром Брежневым 50% ПСК осталось у прежних владельцев – топ-менеджмента ООО «Группа компаний «Трансстрой» во главе с президентом Владимиром Брежневым. В совет директоров вошли 10 человек – по пять от каждой стороны.

Сумма второго этапа сделки, которая планировалась сторонами с момента приобретения первой половины пакета корпорации, может составлять, как считают просившие не называть их имен сотрудники «Трансстроя», от 500 до 700 миллионов долларов. Они также считают, что в течение прошедшего года с момента первой сделки из-под контроля будущих владельцев был выведен целый ряд предприятий, ориентированных на строительство дорог в странах СНГ.

Сумма сделки также являлась предметом постоянных консультаций договаривающихся сторон, но, как говорят источники газеты ВЗГЛЯД в корпорации, «сбить» цену не удалось после того, как стало ясно, что и на фоне мировых кризисных явлений государство не собирается снижать инвестиции в инфраструктурное строительство.

Напомним, что недавно председатель правительства, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин одобрил проект стратегии развития транспортной отрасли, согласно которой до 2030 года государство потратит на нее 170 триллионов рублей.

Некоторые эксперты указывают, что из ежегодных почти восьми триллионов рублей «Трансстрой» может претендовать как минимум на половину.

Таким образом, ни у кого не вызывает сомнений, что Олег Дерипаска совершил чрезвычайно выгодную покупку и вполне может претендовать на звание «главного дорожного строителя» России. Причем времена «финансового лихолетья» не только не воспрепятствовали сделке, но и, наоборот, пришлись как нельзя кстати, учитывая грядущее выделение госсредств на поддержку отрасли.

Как только Владимир Брежнев решил отойти от дел отрасли, которой он руководил бессменно почти четверть века, контракт был подписан без каких-либо проволочек. Источник газеты ВЗГЛЯД в «Базэле» подтверждает, что сделка финансировалась из денег холдинга Олега Дерипаски. Со своей стороны, сотрудники «Трансстроя» говорят, что за корпорацию могли «просить столько, сколько считали нужным», так как программы инвестиций в транспортное строительство России соизмеримы с вложениями в этот сектор во всей Европе, и скупиться тут было бы просто смешно.

Между тем еще месяц назад Олег Дерипаска из-за margin calls лишился 25% акций канадской Magna и 9,99% акций немецкого строительного холдинга Hochtief. А под залог 25-процентной доли в Strabag «Базэл» получил кредит от других совладельцев австрийской компании. Эти деньги были направлены банкам, финансировавшим покупку пакета.

Как сообщает пресс-служба «Базэла», консорциум во главе с Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG предоставил входящей в «Базовый элемент» компании Rasperia Trading Limited двухлетний кредит на 460 миллионов евро для рефинансирования займа, обеспеченного акциями инженерно-строительного концерна Strabag. Как отмечается в сообщении, «Базэл» предоставил собственные гарантии по этому займу, впрочем, не уточняя, какие именно. Напомним, что холдинг Олега Дерипаски владеет 25% акций Strabag с 2007 года.

Стоит также отметить, что объединенная компания «Российский алюминий», подконтрольная предпринимателю, взяла во Внешэкономбанке 4,5-миллиардный кредит для рефинансирования обязательств перед западными банками, в обеспечение которых был заложен блокирующий пакет акций «Норильского никеля». Теперь этот пакет находится в залоге у ВЭБа. И если до конца 2009 года Олег Дерипаска не сможет выплатить кредит, акции останутся у Внешэкономбанка.

О серьезности намерений Олега Дерипаски стать номером один в дорожном строительстве стало понятно в августе нынешнего года, когда его структуры приобрели контрольный пакет акций научно-исследовательского института транспортного строительства (ЦНИИС), одного из самых крупных и уважаемых НИИ в стране. По оценкам специалистов, уникальное научное учреждение стоило «Базэлу» 20–25 миллионов долларов, причем еще до совершения сделки было официально объявлено, что инвестиции в НИИ будут составлять десятки миллионов ежегодно. Планируемый уровень оборота работ оценивается в один млрд рублей, что само по себе можно считать беспрецедентным в печальной истории российских НИИ.

Согласно данным газеты ВЗГЛЯД, этот институт является одним из основных разработчиков нормативной базы и строительных стандартов, по которым ведется проектирование и строительство большинства сложных транспортных объектов во всей стране, а также в СНГ. Заказчиками исследований и проектов института являются все главные «монстры» стройкомплекса России – РЖД, «Метрострой», правительство Москвы, крупнейшие компании и холдинги. Именно в этом НИИ придумали и реализовали проекты спортивной арены стадиона «Лужники», Третьего транспортного кольца, Лефортовского и Серебряноборского тоннелей и много другого, чем сегодня по праву гордится Москва.

«Базовый элемент» – это гигантский многопрофильный холдинг, имеющий устойчивые интересы в самых различных сферах, – говорит аналитик компании «Экспертиза-Сервис-М» Денис Кудряшев. – Фактически он и есть тот единственный, кто сейчас оказался способным выкупить вторую половину корпорации, а значит, именно он будет доминировать на рынке дорожного строительства в ближайшие годы, доведя свое влияние до максимума».

Согласно официальным данным, «Базовый элемент» – это инвестиционная компания, созданная в 1997 году с активами в России и за рубежом. Основные активы компании сосредоточены в шести секторах – энергетическом, ресурсном, машиностроительном, финансовых услуг, строительном и авиационном. Предприятия холдинга расположены в России и странах СНГ, а также в Африке, Австралии, Азии, Европе и Латинской Америке.

«Наступление Олега Дерипаски» на российские дороги идет по всем направлениям и с такой скоростью, что все остальные только успевают ставить галочки над упущенными возможностями и выгодными проектами», – говорит директор стройкомпании «О.С.Г.» Леонид Мальцев.

Среди последних достижений «Базэла» – победа в тендере на строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге, реконструкция аэропортов и строительство олимпийских объектов в Сочи, Геленджике и Анапе, сооружение порта «Морской фасад», защитных сооружений от наводнений в Санкт-Петербурге и целого жилого района, железнодорожные пути протяженностью более 300 километров к Эльгинскому месторождению.

К «железнодорожным» победам можно добавить суперконтракт в размере 34,5 миллиарда рублей на строительство 450-километровой железнодорожной магистрали в Якутии. Она позволит связать отдаленные уголки Якутии и ее столицу с БАМом и федеральной сетью железных дорог России, расширив тем самым экономические возможности огромного региона.

О серьезности намерений стать лидером стройиндустрии можно судить и по недавнему заявлению соруководителя строительного сектора холдинга «Базэл» Эл Джея Махона, который объявил о планах провести IPO компаний этого дивизиона в 3–5-летней перспективе. По его оценке, текущий инвестиционный портфель в стройбизнесе оценивается приблизительно в 10 млрд долларов. При этом Эл Джей Махон подчеркнул, что из 8 млрд долларов, потраченных «Базэлом» на сделки по слиянию и поглощению, 4,5 миллиарда пришлись именно на строительный сектор. Сегодня, как говорит директор, холдинг готов инвестировать в 20 объектов инфраструктуры в России, странах СНГ и на Западе, в частности – в аэропорты в Праге и Братиславе.

Мировой финансовый кризис и явная устремленность в строительный сектор, которая больше напоминает экспансию, по всей видимости, вынудили владельца «Базэла» отказаться от части непрофильных активов, в первую очередь медийных. Как сообщает газета «Коммерсантъ», компания «РАИНКО» Олега Дерипаски предложила ряду известных издательских домов купить журналы Empire, Car и, возможно, Hello!.

Как рассказали газете ВЗГЛЯД эксперты медиарынка, в докризисный период каждое из изданий можно было продать за 4–5 миллионов долларов. Сегодня ценовая «вилка» составляет от 500 тысяч до 1,5 млн долларов.

Согласно данным газеты «Коммерсантъ», возможность продажи принадлежащего бизнесмену миноритарного пакета в издательском доме «Эксперт», а также нескольких телестанциях в регионах пока не рассматривается.

..............