Американские машины потеряют в рейтинге безопасности

Кирилл Иванов, . Фото: NHTSA, Euro NCAP

При фронтальном ударе с 2010 модельного года NHTSA будет учитывать коэффициенты повреждения головы, шеи, грудной клетки и бёдер. При боковом испытании к этому списку добавляются брюшная полость и таз.

Национальную администрацию по безопасности дорожного движения США (NHTSA) перестала удовлетворять утопическая статистика, согласно которой в результате краш-тестов более 90% автомобилей получают максимальные пять звёзд. Ведь объясняются они не феноменальным уровнем пассивной безопасности современных машин, а тем, что испытания NCAP (программы оценки новых автомобилей) проводятся по одной и той же методике уже много лет. И автопроизводители приходят на экзамен по безопасности основательно подготовленными, с лёгкостью решая все задания.

На сегодня американцы бьют машины так: фронтальный удар проводится в жёсткое препятствие со скорости 56 км/ч (35 миль/ч), боковой при помощи тележки с деформируемым барьером — с 63 км/ч (38,5 миль/ч). В машине — только два взрослых манекена на передних сиденьях. Результат каждого испытания отображается набором звёзд. Напомним, что по принятой в Европе методике Euro NCAP звёзды — это визуализация итогового балла, полученного в результате всех испытаний. Боковой тест в Европе проходит на меньшей скорости — 50 км/ч, зато фронтальный куда жёстче: машину бьют с 64 км/ч в деформируемый барьер, имитирующий другой автомобиль, с 40-процентным перекрытием. При этом энергия удара распределяется не равномерно по всей силовой структуре передка, как в Америке, а большей частью приходится на водительскую сторону, что повышает требования к конструкции кузова. И манекенов в машине больше: так же Euro NCAP оценивает и детскую безопасность.

Теперь, после долгих консультаций с автопроизводителями, в NHTSA решили немного усложнить им жизнь: машины 2010 модельного года будут тестироваться по новой программе. Но того, чего так ждали от американского правительства, не произошло — методики испытаний кардинально не изменились. Скорости столкновения остались прежними, фронтальный краш-тест с перекрытием так и не востребован. Зато появился удар в столб: маленький такой столбик диаметром 25 см, к которому автомобиль будут подкатывать на специальной тележке под углом 75 градусов на скорости 32 км/ч (20 миль/ч). В Европе тоже проводят такое испытание, но машина бьётся плашмя и со скорости 29 км/ч (17 миль/ч).

Американцы ввели и новый критерий оценки воздействия на манекены в салоне: теперь будут измерять ещё и продольную нагрузку на бедра. Но нагрузки на голени, смещение педального узла, деформация пола и травмоопасность передней панели — всё, что влияет на оценку в Европе, по-прежнему никого не волнует.

Стоило, однако, американцам взглянуть на манекены ниже пояса, как их немедленно разделили по половому признаку. Отныне на пассажирском сиденье расположен женский манекен Hybrid III так называемого пятого персентиля ростом 152 см и весом 50 кг. Водитель остался 50-процентным «мужчиной» — 168 см и 78 кг. Хотя некоторые автопроизводители предлагали заменить его на более высокого — 188-сантиметрового — весом в центнер. А кое-кто, ссылаясь на статистику, убеждал оставить в машине двух маленьких женщин. В результате женщине досталось-таки место за рулём, но только при ударе в столб.

В европейских краш-тестах участвуют манекены всех полов и возрастов, а в Америке пока патриархат и проблеме детской безопасности не уделяется достаточное внимание. С 2010 года женский манекен станет передним пассажиром при фронтальном ударе, задним — при боковом, и водителем при ударе в столб.

Главное новшество — единый пятизвёздочный рейтинг, отражающий общий уровень безопасности автомобиля. В администрации надеются, что благодаря модернизации методики пятизвёздочных машин через полтора года резко поубавится. А эти самые звёзды будут точнее отражать реальное положение дел. Тем более что при расчёте вероятности опрокидывания (ещё одна составляющая итоговой оценки) будет учитываться наличие системы стабилизации. Впрочем, не нужно забывать, что американский NCAP — программа государственная, а стало быть, автомобильное лобби может достаточно эффективно ею манипулировать.

В Европе испытания независимые, но здесь тоже поговаривают о том, что рейтинг Euro NCAP устарел. Пятизвёздочные результаты — норма. Нужно повышать скорости, пересматривать систему начисления баллов — особенно за всевозможные гаджеты вроде сигнализации о непристёгнутых ремнях. Хотя нужно отдать программе должное: за время её существования автомобили стали действительно безопаснее.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...