Страны Таможенного союза — Россия, Белоруссия и Казахстан — собираются отказаться от использования термина «молочный напиток». Вместо него чиновники планируют вернуть понятие «восстановленное молоко». Об этом сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов на форуме «Российская розничная торговля». Решение о смене термина могут принять уже в мае. Он войдет в описание молочных продуктов с добавлением сухого молока.
Сейчас в России молоком может называться только цельное молоко. Все остальные продукты, которые содержат различные примеси, в том число сухое молоко, должны называться «молочным напитком». Таково требование технического регламента, вступившего в силу в конце 2008 года.
Чиновники объясняют возвращение к прежней практике тем, что действующий техрегламент так и остался на бумаге. Существующие методы исследований, которые должны подтверждать, изготовлен ли тот или иной продукт с применением сухого молока, не позволяют достоверно определить этого, говорит Саламатов.
Зато техрегламент был использован производителями для повышения цен, уверяет чиновник. «Понятно, что натуральное молоко должно стоить дороже, чем молочный напиток. И такое ощущение, что абсолютно все прекратили пользоваться порошком для производства молока», — говорит он.
«До сегодняшнего дня практически ни один производитель «молочных напитков» так и не указал честно правильное наименование своего продукта на упаковке, панически боясь этого термина, — подтверждает эксперт Общества по защите прав потребителей Роман Гайдашов. — Термин экономически неудобен и не выгоден для бизнеса, хотя это и нарушает действующий закон».
Смена термина выгодна только Казахстану, возражает председатель правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Андрей Даниленко. «В стране дефицит сырого молока в крупном объеме», — объясняет он.
Если страны Таможеного союза решатся вернуть термин «восстановленное молоко», то употребление сухого молока в России при производстве питьевого молока вновь вырастет, считает он. Причина в плохой осведомленности населения. «Потребитель плохо разбирается в терминах, а иногда и вовсе не смотрит на упаковку», — объясняет Даниленко.