Экран с продолжением

Как спутниковое телевидение захватывает аудиторию

Ежегодная выставка телеком- и медиа-индустрии CSTB еще раз подтвердила, что телевидение, в том числе платное, остается непотопляемым даже в суровую годину кризиса. Похоже, развлекаться при помощи ТВ наши граждане перестанут только в случае тотального отключения электроэнергии.

Выставка CSTB-2016 в очередной раз показала, что спутниковое телевидение — самый растущий и зарабатывающий сегмент рынка

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ  /  купить фото

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Ориентир на спутник

Текущей CSTB повезло: на время ее проведения не пришлось значительных колебаний курса рубля. Поэтому кулуарные разговоры шли не только о выросшей цене на импортные комплектующие для техники, но и о делах и даже творческих планах, а в атмосфере мероприятия хоть и чувствовалось напряжение, но заметнее было желание участников показать, что жизнь продолжается и даже есть приятные перспективы. Тем не менее от общей амбивалентности и неопределенности не сумели уйти даже эксперты, которые оценивали российский рынок платного ТВ в 2015 году. Например, аналитики iKS-Consulting уверены, что рынок вырос на 11,7% (до 68,4 млрд руб). Другое агентство, "ТМТ Консалтинг", насчитало рост аж на 21,3% (до 70 млрд руб). По сведениям тамошних специалистов, произошло это из-за того, что в начале года, предчувствуя непростые времена, подавляющее большинство операторов повысили тарифы, а это самый простой способ поднять средний счет на одного абонента (ARPU), что и случилось — "ТМТ Консалтинг" увидело годовой прирост на 14% по этому показателю. В то же время в J'son & Partners Consulting обнаружили, что рынок просел на 3% (до 64,7 млрд руб.), и если ведущие игроки сосредоточатся на базовых услугах, сможет прибавлять не более 2-3% в год, то есть к исходу 2016-го он в лучшем случае вернется на уровень двухлетней давности. С чем связана разница в оценке, сказать сложно, равно как и понять, кто из аналитиков ближе всего к истине, так что вопрос выбора, вырос российский рынок или наоборот, переходит в область иррационального.

Однако единодушие среди экспертов все же удалось обнаружить: все поголовно назвали спутниковое телевидение самым зарабатывающим и быстро растущим сегментом рынка. Игроки-кабельщики поделили своих зрителей и теперь занимаются перетягиванием статистически незначительных групп абонентов. Цифровое, интерактивное телевидение и IPTV остаются лакомыми кусками для всех участников рынка, но говорят, что это — история завтрашнего, если не послезавтрашнего, дня. И лишь те, кто сделал ставку на космические технологии, в 2015-м росли и развивались почти без оглядки на кризис — способность относительно недорого доставлять телесигнал решительно в любую географическую точку по-прежнему весьма востребована.Собственно, Национальная спутниковая компания (бренд "Триколор ТВ"), крупнейший игрок сегмента, даже признала, что никакого кризиса не ощутила, добавила к своей армии абонентов 881 тыс. домохозяйств, и при этом желающих смотреть телевидение высокой четкости (HDTV) стало больше на 45%.

Наиболее уверенно в сегменте спутникового ТВ сегодня чувствуют себя компании, у кого бизнес диверсифицирован. Более 20% финансовых поступлений "Орион-Экспресса", второго по числу абонентов оператора спутникового ТВ в России, обеспечивают услуги, адресованные телевещателям. В сегменте B2B платформа "Ориона" покрывает весь производственный цикл телеканалов: подъем на спутник, производство контента, playout, дистрибуцию абонентам в пакетах спутникового ТВ и через кабельных операторов. Компания не стала заявлять, что кризис ей нипочем, но позитивные результаты за 2015 год тем не менее продемонстрировала. Прежде всего она вошла в тройку самых крупных операторов платного ТВ в России, пристроившись вслед за гигантами — "Ростелекомом" и "Триколором". Удалось также сохранить темпы роста абонентской базы выше средних: данные "ТМТ Консалтинга" гласят, что "Орион" показал девятипроцентную прибавку, тогда как среднее значение для сегмента — 5,4%. С цифрами за прошлый год у "Ориона" вообще все складно. К примеру, комплект спутникового телевидения "Телекарта" теперь установлен у 2,8 млн абонентов (примерно в каждом 20-м домохозяйстве). Или, скажем, выяснилось, сколько требуется открыть филиалов, чтобы создать в стране дистрибуционную сеть: 28 штук. Кроме того, компания существенно увеличила пакеты — довела количество доступных абонентам каналов до 200. На фоне позитивного годового отчета компания провела ребрендинг — изменения, в том числе новые цвета и логотип, были представлены как раз на CSTB. Оранжевый сменился на мадженту, DHT-продукт объединили под самым узнаваемым брендом оператора — "Телекартой", "Орион" остался за B2B-направлением.

Финансовые показатели у спутниковых провайдеров тоже росли лучше, чем в других сегментах платного телевидения. Тот же "Триколор" на выставке сообщил об увеличении выручки за год на 42,7% (представители оператора уверены, что результат обеспечен массовым внедрением HD-услуг и дополнительными опциями вроде просмотра программ на двух экранах в рамках одной подписки). "Орион" отчитался об увеличении ARPU, причем по бюджетному пакету показатель вырос на 28%, а по среднеценовому — на 13%, и рост доходов от существующей абонентской базы превышает рост от новых подключений.

Одним из неочевидных итогов 2015 года стала почти повсеместная победа спорта. Сразу несколько игроков серьезно увеличили перечень спортивных каналов. "НТВ+", к примеру, так и вовсе одну из главных ставок делает на обновление тематических пакетов, надеясь оправдать таким образом внеочередное повышение тарифов.

Осторожное планирование

Можно понять, что 2015-й для платного ТВ оказался годом скорее удачным, хотя игрокам пришлось учитывать при работе не только удорожание инвалюты, но и такие местные проявления энтропии, как инициативы Госдумы (в частности, "Закон о рекламе", который поначалу лишил рекламы все неэфирные каналы, а также требование убрать излишек иностранного капитала в сегменте, отчего некоторые телеканалы попросту ушли из России, а другие пережили не самые приятные времена, переоформляя собственников). Никто не берется предугадать, с какими новинками законотворчества придется столкнуться в 2016 году; как выразился гендиректор "Ориона" Кирилл Махновский, "будем надеяться, что политика не станет вмешиваться в космическую отрасль" — в частности, операторов не заставят в срочном порядке переходить на отечественные спутники.

С финансовой точки зрения все рассматривают наступивший год как кризисный без всяких скидок: доходы населения падают, расходы идут следом, и, хотя телевидение остается последним развлечением, от которого откажется россиянин, он все чаще предпочитает бесплатные каналы, которых благодаря второму мультиплексу теперь более чем достаточно.

Стратегии развития выбираются соответствующие: тот же "Орион" декларирует "небольшие" планы, которые пару лет назад вызвали бы у участников рынке снисходительную улыбку, а сегодня выглядят наиболее реалистичными. Предполагается энергично монетизировать имеющуюся клиентскую базу, причем не столько путем повышения тарифов, сколько за счет новых услуг и внедрения новых технологий. В частности, в DHT-сегменте "Орион" надеется за год приступить к реализации нового гибридного оборудования, с помощью которого можно и телевизор смотреть, и в интернет ходить, и тем самым вывести связь с абонентом на новый уровень. Компания с большим интересом смотрит на ОТТ-платформу (интернет- и интерактивное ТВ), но, как и многие, не спешит серьезно вкладываться в ее развитие. В прошлом году "Орион" удачно запустил клиентское мобильное приложение, сервис "Мультискрин" для действующих абонентов, и теперь присматривается к вариантам, как его эффективно и аккуратно монетизировать, не противореча законодательству. Если сегмент спутникового телевидения отрегулирован (некоторые предпочитают здесь приставку "за-"), то в ОТТ натурально разброд и шатание: имеющиеся законы и нормы допускают широкую трактовку со стороны госнадзорных органов и правообладателей. По словам Кирилла Махновского, на форуме, который сопровождал выставку, все эти вопросы поднимались и ставились, и представители Госдумы пообещали в течение года как-то помочь вещателям. Пока же этого не произошло, сегмент развивается с большим скрипом.

В B2B-пространстве главный интерес компании по-прежнему сосредоточен на направлении playout — создании полноценных вещающих телеканалов. Кстати, именно за успехи в этой области "Орион" получил премию "Большая цифра" от устроителей CSTB. Так, был отмечен социально значимый проект "ЕГЭ с телекартой": обучающий канал, созданный компанией, что называется, с нуля, с одобрения Минобрнауки стал бесплатно доступен сотням школ по всей стране.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...