Вот продукты для Китая

Как в Забайкальском крае развивают сельское хозяйство и наращивают экспорт

Забайкальский край больше не смотрит на Китай как на угрозу, теперь в Чите видят в соседях крупных потребителей продовольствия. Забайкальские фермеры начали экспортные поставки рапса и готовятся к продажам пшеницы и мяса, а в приграничном Забайкальске начинается строительство крупного терминала для перевалки зерна.

Почти вся экономическая активность Забайкалья сосредоточена вдоль Транссиба и БАМа

Фото: РИА Новости

ЕКАТЕРИНА ЕРЕМЕНКО

Без военных

"Лихие 90-е" Забайкальский край переживал дважды. Сначала, как вся страна, в первое десятилетие после распада СССР. Потом, уже в одиночестве, десятью годами позже. В сентябре 2010-го вышел указ президента Дмитрия Медведева "О военно-административном делении РФ", закрепивший уже начатую Минобороны военную реформу. По ней число военных округов в стране должно было сократиться с шести до четырех. "Под нож" попал и Сибирский военный округ, с расформированием которого Чита лишалась статуса военной столицы. На тот момент в СибВО входило 12 субъектов федерации, он занимал почти 30% территории России и был самым крупным в мире.

Против этого решения активно выступал тогдашний губернатор региона Равиль Гениатулин. "Передислокация штаба СибВО из Читы будет психологически болезненной для всего региона",— предупреждал он. Так и вышло.

"Решение расформировать СибВО — самая чудовищная ошибка тогдашнего министра обороны Сердюкова",— уверен первый секретарь крайкома КПРФ Юрий Гайдук. Десяток бывших военных городков, чье гражданское население "попусту оказалось брошенным на произвол судьбы", теперь "напоминают Хиросиму после взрыва". "В большинстве случаев военные так и не передали свои объекты гражданским властям, и теперь это брошенные и разрушенные здания",— говорит Гайдук. Причем ситуация такая свойственна не только для периферии, но и для Читы. "Вот, к примеру, напротив нашего крайкома располагался полк связи. Сейчас это пустующие здания без окон и дверей. И это в центре краевой столицы!" — возмущается коммунист.

"В народе немедленно появились слухи, что следом за штабом СибВО уничтожат управление Забайкальской железной дороги, передав ее то ли на восток — Хабаровску, то ли на запад — Иркутску",— вспоминает гендиректор интернет-агентства Chita.ru Андрей Козлов. Но ЗабЖД повезло — управление дороги по-прежнему расположено в Чите.

Уход военных в Чите чувствовался очень сильно. "Они и раньше шеренгами не ходили, но все равно почти везде мелькала военная форма, а в центре было традиционно много офицеров старших званий в обмундировании",— говорит господин Козлов. Ощущение бесхозности осталось до сих пор: "В штабе СибВО на центральной площади Читы теперь базируется штаб 29-й армии Восточного военного округа, и кажется, что для этой структуры растянувшаяся на квартал сталинского времени постройка слишком большая. Ощущение это дополняется забором, которым это здание окружили в конце нулевых из соображений антитеррористической безопасности, перекрыв раньше свободную для проезда улицу Лермонтова. За забором этим никогда нет ни одной машины, только у ворот мерзнут солдаты-срочники".

Вместе с военными из региона ушла ощутимая часть поступлений налога на прибыль физических лиц. Только бюджет Читы по этой причине потерял 70% НДФЛ.

По данным минфина Забайкальского края, консолидированный бюджет региона с 2011 года недополучил по подоходному налогу 4,8 млрд руб. А городской комитет здравоохранения столкнулся с небывалым дефицитом участковых терапевтов и педиатров в читинских больницах: жены многих военных работали врачами и вместе с мужьями покинули регион.

Серьезный урон от расформирования СибВО понесла местная промышленность. Многие предприятия ориентировались на заказы армии и не смогли адаптироваться в отсутствие госзаказа. На рынок труда хлынули безработные.

События пятилетней давности до сих пор порождают отток населения. Забайкальский край в числе регионов, население которых сокращается из-за превышения миграционного оттока над естественным приростом. За последние пять лет число проживающих в крае сократилось на 32 тыс. и, по данным на 1 января 2016-го, составляло 1,083 млн человек. При этом почти 90% уезжающих — это люди трудоспособного возраста и дети. "Только за январь--сентябрь 2016 года край покинули 12,4 тыс. человек, а прибыли — 8,5 тыс. То есть только за девять месяцев регион потерял почти 4 тыс. человек",— приводит статданные Юрий Гайдук.

Край декабристов

А в краевой прокуратуре последствия вывода военных называют одной из причин высокого уровня преступности в регионе. По этому показателю Забайкальский край занимает в России 84-е место, замыкает рейтинг Республика Тыва. "Причины преступности лежат в социально-экономической плоскости",— утверждает начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью краевой прокуратуры Александр Захаров.

Вторая причина — множество исправительно-трудовых учреждений. "Большинство отбывших срок остаются в Забайкальском крае жить",— говорит Захаров. Забайкалье исторически было местом ссылки и каторги, а труд осужденных широко использовался на местных металлургических заводах и золотоносных приисках с середины XVIII века. "Если бы у нас до сих пор были бы такие заключенные, как декабристы, то у нас бы совершенно другая ситуация была. Они как раз-таки сделали очень многое для развития края",— вздыхает Захаров.

Самым знаменитым узником современной России, отбывавшим срок в Забайкалье, был экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. В 2005-2006 годах он содержался в краснокаменской колонии N10. В 2011-м эта колония опять попала в новости: была сожжена во время бунта заключенных.

За 10 месяцев 2016 года в регионе зарегистрировано 25,4 тыс. преступлений. По сравнению с январем-октябрем 2015-го их число сократилось на 9%. "Структура преступности в целом поменялась. Того, что было характерно для 1990-х годов — "братки", "киллеры",— уже нет. Криминал уже не лезет так нагло в экономическую сферу, но факты вымогательства средств у предпринимателей еще встречаются",— говорит Захаров.

Один из последних громких приговоров был вынесен в мае 2016-го лидеру крупной преступной группировки Игорю Осинцеву, получившему 25 лет колонии строгого режима. Банда была создана в начале 1990-х и промышляла вымогательствами, мошенничествами, грабежами, угоном транспорта. На ее счету 17 убийств, в том числе нескольких лидеров других группировок.

Медное будущее

Забайкальский край богат полезными ископаемыми. Здесь открыто более 540 месторождений. Те из них, запуск которых в регионе ждут в ближайшие годы, сгруппированы в три комплекса.

Первый, юго-восточный, преимущественно состоит из месторождений цветных металлов. Ресурсный потенциал этой территории оценивается в 1,6 тыс. тонн золота, около 600 тыс. тонн свинца, 400 тыс. тонн цинка, более 11 млн тонн меди, 700 тыс. тонн молибдена, 73 тыс. тонн сурьмы, почти 500 млн тонн железа. Основное — Быстринское полиметаллическое месторождение — принадлежит "Норникелю".

На первом этапе инвестор построил железную дорогу от станции Борзя до поселка Газимурский Завод и теперь возводит Быстринский ГОК. Комбинат планируется запустить в эксплуатацию в четвертом квартале 2017-го. "Недропользователь объявил набор кадров для будущего производства. На первом этапе на ГОКе будет выпускаться концентрат. На втором — инвестор рассматривает вариант строительства завода цветных металлов в Краснокаменске. Там и ТЭЦ есть, и железная дорога. Но окончательно вопрос пока не решен",— рассказал "Деньгам" начальник отдела геологии и недропользования минприроды Забайкалья Владимир Акулов.

Поначалу железная дорога, начинающаяся от станции Борзя, должна была охватить пять месторождений "Норникеля", в том числе дойти до Солонеченского золото-сурьмяного месторождения, одного из тех, на базе которых планировалась реализация крупного сурьмяного проекта. Но позже инвестор принял решение дальше села Газимурский Завод, где располагаются Быстринское и Бугдаинское молибденовое месторождения, дорогу не строить. "До Солонеченского остается еще 90 км. Скорее всего, это и тормознуло сурьмяной проект,— считает Акулов.— Но проект не закрыт, его реализация продолжается в вялотекущем режиме".

Стоимость строительства железной дороги составила 32 млрд руб., из которых 8 млрд вложил "Норникель", остальные — средства Инвестфонда РФ.

В числе крупных объектов этой группы и Нойон-Тологойское свинцово-цинковое месторождение, его осваивает ООО "Байкалруд", учрежденное Среднеазиатской серебряной полиметаллической группой (Китай).

Вторая группа крупных объектов сосредоточена на севере региона — в зоне БАМа. В их числе и гигантское Удоканское месторождение меди — крупнейшее в России и третье в мире по запасам меди (свыше 26 млн тонн). Оно находится в 30 км от станции Чара Байкало-Амурской магистрали. "Удаленность, отсутствие энергетической и транспортной инфраструктуры очень сильно сдерживает развитие Удокана",— отмечает Акулов.

Здесь же подготовлены к освоению еще два месторождения — Чинейское железо-титан-ванадиевых руд и Апсатское угольное. На втором, принадлежащем СУЭКу, добыча уже ведется. В ближайшие годы недропользователь намерен довести мощности до 3 млн тонн угля и собирается строить железнодорожную ветку до месторождения протяженностью 30 км.

Когда БАМ только строился, планировалось комплексное освоение этих месторождений. Для энергоемких производств на Удокане и Чинейском месторождении предусматривалось строительство ТЭЦ на углях Апсатского и Читкандинского месторождений. Второе пока находится в нераспределенном фонде. "Там хорошие каменные угли. Инвесторы интересуются ими, но как только видят, что нет никакой инфраструктуры, отказываются участвовать в аукционе",— говорит Акулов.

Третья группа месторождений — на северо-востоке региона, в Могочинском районе, уже сейчас являющемся одним из центров золотодобычи края. В последние годы здесь велись интенсивные геологоразведочные работы, подготовлены к освоению Ключевское, Александровское, Амазарканское и Наседкинское золоторудные месторождения.

Сейчас добычу золота в регионе ведут более 60 предприятий. Объем добытого драгметалла ежегодно растет в среднем на 10%. По итогам 10 месяцев 2016-го произведено 11 тонн золота — на 13% больше, чем за этот же период 2015-го. Ожидается, что по итогам года добыча превысит 12 тонн.

Объемы производства второго базового ископаемого добывающей отрасли Забайкальского края — угля — несколько лет подряд держатся на уровне 20 млн тонн. Рост ожидается как за счет выхода на проектную мощность уже введенных в эксплуатацию месторождений, так и освоения новых.

В числе последних — крупное Зашуланское угольное месторождение, которое на аукционе в 2013 году за 245 млн руб. купило ООО "Разрез уголь" — совместное предприятие ООО "Компания Востсибуголь" (структура En+ Олега Дерипаски) и китайской Shenhua. Добычу недропользователь намерен начать в 2018-м и через четыре года выйти на проектную мощность — 6 млн тонн в год. Инвестиции в проект оцениваются более чем в 30 млрд руб. В следующем году недропользователь собирается начать строительство ВЛ протяженностью 225 км. Также ему предстоит построить 147 км автомобильной и 168 км железной дороги.

Новые экспортные рубежи

Если в недропользовании у Забайкальского края уже довольно обширный опыт сотрудничества с Китаем,— азиатские инвесторы как самостоятельно разрабатывают читинские месторождения, так и в формате СП,— то взаимоотношения с восточным соседом в плане экспорта сельхозпродукции и развития въездного туризма у региона только начинаются.

С КНР Забайкалье связывает более 1800 км госграницы. Приграничными считаются 265 населенных пунктов региона, в которых проживают более четверти миллиона человек.

Начиналось сотрудничество в агропромышленном комплексе не совсем гладко. В июне 2015-го тогдашний губернатор Забайкальского края Константин Ильковский объявил, что власти региона ведут переговоры с китайской компанией Zoje Resources Investment о совместном проекте в сфере АПК с оценочной стоимостью $320 млн. На тот момент был подписан протокол о намерениях. "С нашей стороны — земля, с их стороны — деньги. С нашей стороны — жесточайший контроль за технологией возделывания",— говорил господин Ильковский. Китайцам планировалось передать в аренду на 49 лет 150 тыс. га земли по 250 руб. за 1 га в год. Также приводились цифры о ситуации с использованием сельскохозяйственных площадей в Забайкальском крае. Если в советские времена возделывалось более 1 млн га, то теперь — не больше 200 тыс. Намерение краевых властей передать землю китайцам вызвало негативную реакцию у населения, по региону прокатилась серия митингов и пикетов.

Теперь регион делает акцент на поставки продукции местных сельхозпроизводителей в Китай. Соседняя страна уже закупает у местных фермеров небольшие партии рапса. "В прошлом году мы вырастили 775 тонн рапса и все продали в Китай, в этом году урожай у нас 5,1 тыс. тонн. И весь объем законтрактован, сейчас мы его просто отгружаем",— рассказал "Деньгам" директор ООО "Племзавод "Комсомолец"" Валерий Нагель. В следующем году сельхозпроизводитель намерен вырастить 15-20 тыс. тонн культуры, а в течение трех-четырех лет выйти на 100 тыс. тонн. "Тогда уже можно будет планировать строительство масложиркомбината",— не исключает он. Его фирма не единственная выращивает рапс для Китая, всего в регионе в 2016 году было произведено около 7 тыс. тонн рапса. "Очень скоро объемы вырастут. Когда люди увидят маржинальность данного продукта, произойдет настоящий переворот",— уверен Нагель.

Китайцы готовятся к приему нашей пшеницы, там стоят почти готовые элеваторы и мукомольные заводы. Это все строилось в течение последних полутора лет

Его предприятие собирается также поставлять в Китай пшеницу, ячмень и овес. "Сейчас в Китае действует жесткая система распределения квот на закупку зерна, и это сдерживает продажи, но ситуация изменится, как только квоты будут отменены или увеличен их объем. Китайцы готовятся к приему нашей пшеницы, там стоят почти готовые элеваторы и мукомольные заводы. Это все строилось в течение последних полутора лет",— рассказал Нагель.

В регионе решили не отставать от китайских партнеров и построить крупный зерновой терминал в приграничном Забайкальске. На первом этапе он будет рассчитан на перевалку 8 млн тонн зерна в год и единовременное хранение до 80  тыс. тонн. Генеральный подрядчик — ОАО "Объединенная энергостроительная корпорация". Стоимость проекта оценивается в 6,3 млрд руб. Под проект уже оформлены земельные участки, получено заключение экспертизы, начинается строительство. Предполагается, что терминал будет рассчитан не только на продукцию забайкальских фермеров, но и из других регионов Сибири и Дальнего Востока. "Появление терминала привлечет крупных клиентов из южного и центрального Китая, а там цены совсем другие, чем в северных территориях. Сейчас покупатели нашей продукции — это небольшие фирмы, посредники, они перепродают рапс большим масложиркомбинатам. Нам терминал интересен еще и тем, что можно будет заключать многолетние контракты с предоплатой",— говорит Нагель.

По прогнозу правительства региона, к 2025 году забайкальские производители поставят в Китай около 1 млн тонн зерновых и масличных и около 100 тыс. тонн мясной продукции.

Китай интересен Забайкальскому краю и с точки зрения туристического потенциала. За 10 месяцев 2016 года регион посетило почти 32 тыс. китайских туристов — на 40% больше, чем годом ранее. Рост потока связывают с понижением курса рубля к мировым валютам и активной презентацией туристических продуктов Забайкальского края на международных площадках.

В частности, региональные туроператоры в рамках "красного туризма" стали предлагать китайцам маршруты в приграничные города Краснокаменск и Борзя. Поездки путешественников из Китая в Забайкалье носят сезонный характер. Туристы из центральных регионов Китая предпочитают приезжать в июле-августе, так как в Забайкалье в это время погодные условия более комфортные, чем на родине. Готовясь к дальнейшему росту турпотока, власти Забайкальского края планируют обустройство пунктов пропуска через границу и запуск пригородных международных поездов.

Забайкальская железная дорога тем временем ведет работы по обустройству участка магистрали Карымская--Забайкальск, в частности по его электрификации. Инвестиции в его развитие в 2016-м составили 2,7 млрд руб., в 2015-м — 1,5 млрд. В этом году опоры контактной сети установлены до станции Борзя, построены дежурные пункты для персонала по обслуживанию энергоснабжающей инфраструктуры. От Борзи до Забайкальска остается еще около 150 км неэлектрифицированного пути, по плану работы будут завершены в 2018 году.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...