Поэзия с бульдожьей хваткой

На экраны выходит "Патерсон" Джима Джармуша

Российский прокат готов принять свежий фильм легендарного американского независимого режиссера Джима Джармуша — неспешную камерную драму "Патерсон" о превратностях судьбы поэтически одаренного водителя автобуса.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ


"Патерсон", США, Германия, Франция, 2016. 118 минут.

Режиссер: Джим Джармуш.

В ролях: Адам Драйвер, Гольшифте Фарахани, Барри Шабака Хенли, Клифф Смит, Честен Хармон, Уильям Джексон Харпер, Масатоси Нагасэ.

Продюсеры: Джошуа Астрахан, Картер Логан.

K5 International, Le Pacte, Animal Kingdom, Inkjet Productions.

Бюджет: не объявлен.



В главных ролях снялись живущая во Франции актриса иранского происхождения Гольшифте Фарахани, известная по фестивальному кино, и американец Адам Драйвер, в одночасье получивший всемирную славу в конце позапрошлого года после выхода картины "Звездные войны: Пробуждение силы", где он сыграл внука Дарта Вейдера, Кайло Рена. Кроме того,

заметную роль в фильме исполнила английский бульдог Нелли,

сыгравшая собаку Патерсона, Марвина. По словам продюсера постановки Картера Логана, ее на кастинге выбрали единогласно.

Джим Джармуш придумал сюжет картины около 20 лет назад и даже написал набросок сценария, но приступить к полноценному производству смог только в 2015-м. По сюжету водитель автобуса Патерсон живет в одноименном городе в штате Нью-Джерси, каждый день возит людей по одному и тому же маршруту, слушает их разговоры и, вдохновленный ими, пишет стихи.

Фото: A-One Films

Режиссер пожелал воплотить сценарий на территории реального города Патерсон и, разумеется, с реальным автобусом на маршруте. Для этого потребовалось раздобыть лицензию на вождение общественного транспорта; продюсеры пообещали все организовать, но дело застопорилось. Тогда Адам Драйвер, чья фамилия, кстати, переводится как "водитель", отправился в реальную школу по подготовке шоферов для городских автобусов и в течение трех месяцев колесил в качестве ученика по нью-йоркскому Квинсу. Разрешение управлять средством общественного транспорта Драйвер получил за неделю до начала съемок — к этому моменту он водил автобус вполне профессионально.

Стихи в "Патерсоне" тоже настоящие — они принадлежат перу современного американского поэта Рона Паджетта.

Джармуш, который является поклонником его таланта, уговорил поэта поделиться уже существующими стихами и плюс к тому написать кое-что специально для фильма. Сам Джармуш тоже не остался здесь в стороне и сочинил несколько строчек — их в картине читает главному герою юная поэтесса.

Фильм закончили к кинофестивалю в Канне, и он участвовал в официальной конкурсной программе. Главного приза Джармушу не досталось, но совсем без наград "Патерсон" из Франции не уехал:

бульдог Нелли получила "Пальмовую собачью премию" (Palm Dog Award; вручается за лучшую собачью роль), к сожалению, посмертно: за два месяца до фестиваля она скончалась, по словам хозяев, "от неизвестной собачьей болезни".

В целом же киносообщество новой работе режиссера очень обрадовалось. Критики написали достаточно хвалебных рецензий, чтобы ее общий рейтинг на веб-ресурсе Rotten Tomatoes достиг 96%. В отзывах прославляется умение Джармуша рассказать драматическую историю, практически не прибегая к сильным эмоциям и ярким краскам, а Адам Драйвер, по мнению большинства рецензентов, выдал одну из самых своих глубоких и прочувствованных работ.

Фото: A-One Films

В кассовые сборы это пока конвертируется не очень активно: постановка вышла на ограниченном количестве экранов в Европе и США и заработала на момент подготовки этого материала $5,9 млн. Поскольку точной суммы, потраченной на производство, студии пока не сообщили, коэффициент кассового успеха (ККУ) "Патерсона" вычислить не получится. Режиссер, кстати, такое уже проделывал: бюджеты некоторых его картин неизвестны до сих пор.

Если судить по открытым данным, личный рекорд режиссера Джармуша — $10 млн за фильм, в среднем же он тратит вполовину меньше.

С заработками сложнее: бывает, независимое кино приносит невероятную прибыль, а бывает — все больше эстетическое удовольствие. Но в фильмографии режиссера хватит материала, чтобы составить довольно внушительный топ-5 кассовых успехов (по меркам независимого кино).

Замыкать список будет второй по счету фильм Джармуша (и первый, снятый за пределами Нью-Йоркского университета) "Более странно, чем в раю" 1984 года. На счету картины --"Золотая камера" Каннского фестиваля за лучший дебют и "Золотой леопард" фестиваля в Локарно, а в 2002 году ее включили в Национальный реестр фильмов США. При этом снимал ее Джармуш четыре года и потратил всего $100 тыс. Итоговые кассовые сборы составили $2,4 млн, так что ККУ богатырский — 24.

Фото: A-One Films

Ступенькой выше забралась картина "Выживут только любовники" 2013 года, в которой Том Хиддлстоун и Тильда Суинтон играют древнюю пару вампиров, доживших до наших дней. У этого фильма все в порядке с критическими отзывами, но наград заметно меньше: удалось получить приз в Канне за лучший саундтрек, а жюри фестиваля в каталонском Сиджесе, на котором показывают хорроры и фэнтези, выдало "Любовникам" специальный приз. С финансами ситуация следующая: на потраченные $7 млн удалось собрать $7,6 млн (ККУ — 1,08) — вполне приличные показатели для независимого кино длиной два с лишним часа.

А вот для обладателя третьего места никакого ККУ заявить не получится:

расходы на "Кофе и сигареты" 2003 года невозможно точно подсчитать, поскольку съемки фильма начались в 1986 году и продолжались с большими перерывами 17 лет.

Зато достоверно известно, что черно-белая антология, объединившая Кейт Бланшетт, Билла Мюррея, Роберто Бениньи, Тома Уэйтса, Джека и Мег Уайт из White Stripes и рэперов RZA и GZA из Wu-Tang Clan (список неполный), заработала $7,9 млн.

Вторую позицию удерживает картина 1999 года "Пес-призрак: путь самурая" — оммаж ленте Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" 1967 года с Аленом Делоном, а заодно целому списку японских постановок и гангстерских фильмов. В версии Джармуша главную роль исполнил Форест Уитакер, саундтрек делал уже упомянутый RZA. Бюджет очень скромный — $2 млн, а заработки, напротив, внушительные — $9,4 млн, так что ККУ радует глаз --4,7.

Венчает рейтинг самых кассовых работ Джармуша фильм 2005 года "Сломанные цветы" с Биллом Мюрреем в главной роли. Пожалуй, это наиболее широко разошедшаяся работа режиссера и его личный кассовый рекорд: постановка в $10 млн при участии Джеффри Райта, Шарон Стоун, Джессики Лэнг и Тильды Суинтон собрала $46,7 млн и показала прекрасный ККУ — 4,6. К великолепным финансовым результатам следует добавить гран-при в Канне, приязнь критиков и невероятный успех звуковой дорожки с гениальным Мулату Астатке, благодаря которому модная молодежь во всем мире открыла для себя эфиопский джаз.

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...