Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

16 комментариев
1 февраля 2016, 22:21 • Экономика

«Налог на Google» способен принести бюджету миллиарды

"Налог на Google" способен принести бюджету миллиарды

«Налог на Google» способен принести бюджету миллиарды
@ Chris Helgren/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Владимир Путин поддержал идею выровнять условия ведения бизнеса в России для всех интернет-компаний. Депутаты уже предложили заставить мировых гигантов платить НДС в российский бюджет при покупке россиянами в AppStore, iTunes и Google Play приложений, музыки и фильмов. Речь может идти о нескольких миллиардах долларов дополнительного дохода.

Президент Владимир Путин поручил подготовить предложения по изменениям в законодательство, направленным на «обеспечение равных условий ведения деятельности» интернет-компаниями в России.

В год можно собирать приблизительно до 2 млрд долларов дополнительных налогов, если привлечь к этому все иностранные высокотехнологичные компании

Одной из мер может стать введение НДС для продажи Google или Apple контента и услуг россиянам. Большинство зарубежных интернет-игроков не имеют дочерних компаний или представительств в РФ и не платят налоги в той стране, где продают софт. И даже когда российские «дочки» есть, они все равно платят в разы меньше местных игроков.

Сейчас НДС платят только те компании, которые осуществляют свою деятельность на территории России. Поэтому, когда россияне покупают в онлайн-магазинах AppStore, iTunes и Google Play приложения, музыку и фильмы, эти платежи не облагаются налогами в России. Ведь покупки совершаются напрямую у иностранных компаний. Например, пользователи сервиса Google Play платят ирландской Google Ireland Limited, пользователи Apple – люксембургской iTunes SARL. Это значит, что налоговые платежи с оказанных услуг компании платят в этих юрисдикциях, а российский бюджет от этого ничего не получает.

Или, например, у транснациональной Googlе есть российская «дочка» – ООО «Гугл». Но она отчисляет в российский бюджет в разы меньше, чем российский «Яндекс». Конечно, доля Google на российском рынке меньше – 34,9% против 56,7% у «Яндекса», по данным интернет-статистики LiveInternet за июнь 2014 года. Но это никак не объясняет, почему «Гугл» платит в бюджет РФ в разы меньше «Яндекса».

Сравним: в 2013 году «Гугл» при выручке в 14,7 млрд рублей заплатил налог на прибыль в 470 млн рублей. Это всего 3% от оборота. Тогда как «Яндекс» в том же году при выручке 40,5 млрд рублей заплатил налог на прибыль на 3,3 млрд рублей. Это 8% от оборота. В 2014 году «Гугл» отчислил в российский бюджет еще меньше: при выручке в России в 18 млрд рублей российская казна получила лишь 480 млн рублей налога на прибыль. Это всего 2,6% от оборота. «Яндекс» же при выручке в 51 млрд рублей заплатил в бюджет РФ 4,9 млрд рублей, или 9,6% от оборота.

Эти цифры четко демонстрируют, что западные компании находятся в России в явно лучших условиях, чем местные игроки на собственном же рынке. В Google, впрочем, вполне справедливо отвечали, что платят все налоги в соответствии с российским законодательством. Именно поэтому российский президент и поддержал необходимость изменения законодательства в этой сфере.

Депутаты в конце 2015 года уже внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит НДС на покупки российскими пользователями софта и контента у зарубежных интернет-компаний (прозванный у нас «налогом на Google»). Разработчики законопроекта предлагают Google, Apple и прочим создавать в РФ личные кабинеты налогоплательщиков, вставать на учет в налоговой инспекции и подавать сведения о продажах программного обеспечения и контента на территории страны. Делать это можно и удаленно. Покупатели будут идентифицироваться как жители России либо по IP-адресу, либо по номеру банковской карты.

«В случае отказа от игры по этим правилам планируется блокировать действие таких компаний через надзорное ведомство, что технически возможно, но принесет много сложностей обычным пользователям», – говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.

Не исключено, что именно этот законопроект ляжет в основу законодательного изменения работы интернет-компаний на российском рынке, которое поручил президент.

Однако суть изменений будет понятна позже. Поручение президента будут исполнять ФАС, Минэкономразвития, Минфин, ФНС, Минпромторг, Минкомсвязи, заинтересованные ведомства и АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) к 1 сентября. Поручение дано по итогам форума «Интернет Экономика 2015», прошедшего в конце прошлого года, говорится в сообщении на сайте Кремля.

Кроме того, Минкомсвязи, Минюсту, ФСБ, Роскомнадзору и Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) поручено к 1 июня представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан РФ в интернете.

Впервые российские власти подняли вопрос, почему иностранные интернет-компании не платят налоги в России, весной прошлого года. Поводом могла стать жалоба крупнейшего российского интернет-поисковика «Яндекс» в ФАС на неконкурентные действия Google. В российской компании жаловались, что основной соперник препятствует предустановке на мобильные устройства под управлением операционной системы Android (разработка Google) сервисов, конкурирующих с сервисами Google, писали «Ведомости».

Последствия

Оценить, сколько российский бюджет недополучает сейчас и насколько может пополниться благодаря изменению законодательства для иностранных интернет-компаний, довольно сложно. Пока не ясно, какие именно изменения будут приняты.

Однако авторы законопроекта подсчитывали, что введение НДС для интернет-компаний позволит пополнить российский бюджет на 52,8 млрд рублей в 2017 году. Большую часть заплатят иностранные интернет-компании, и только 200 млн рублей дохода дадут российские игроки.

Учитывая объем российского сегмента IT, в год можно собирать приблизительно до 2 млрд долларов дополнительных налогов, если привлечь к этому все иностранные высокотехнологичные компании, считает адвокат Владимир Постанюк.

Авторы законопроекта посчитали, что иностранные компании зарабатывают на российских потребителях, продавая им электронные услуги, примерно 300 млрд рублей в год. Только один Google зарабатывает на продаже контента и услуг россиянам в своих магазинах Google Play впорядка 65–70 млн долларов, подсчитывали в «Финаме». 

Однако, чтобы заставить иностранцев платить в российский бюджет, продавая товар российским пользователям, предстоит четко проработать механизм и правовые нормы.

«У иностранных компаний, занятых в сфере высоких технологий, обычно есть официальные представительства или дистрибуции в других странах. Они зачастую оформлены по местному законодательству, и именно на них возложено налоговое бремя. В этом плане идея заставить головное предприятие уплачивать налоги не самая жизнеспособная, ведь это, по сути, получится двойной НДС», – говорит газете ВЗГЛЯД Постанюк.

Безусловным минусом для потребителя может стать рост цен на контент иностранных интернет-компаний, которые, конечно, переложат эти расходы на российского покупателя. Тогда цена продукции и услуг вырастет пропорционально уровню НДС в России – на 18%. «Apple, кстати, уже учла вероятность ужесточения налогообложения и для российских клиентов изменила детали пользовательского соглашения», – говорит Постанюк.

Впрочем, интернет-компании при желании могут постараться юридически сделать так, чтобы не платить налоги там, где находится головная компания, за продажи контента и услуг в других странах, чтобы избежать двойного налогообложения. 

Мировой опыт

Тем, что интернет-компании не платят налоги в странах, где торгуют товарами и услугами, недовольны не только в России, но и в странах ЕС.

Европейские страны в последнее время также озаботились недополучением налогов. В январе 2015 года Еврокомиссия заявила, что подумывает заставить технологические американские компании, в частности Google и Microsoft, платить налоги всюду, где они работают, в том числе внутри ЕС. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер тогда заявил, что эти поступления могут пойти на развитие IT-бизнеса стран ЕС.

ЕК недовольна, что эти компании платят налоги только в нескольких европейских странах с низкой налоговой нагрузкой – в Ирландии, Нидерландах и Люксембурге. Еще в 2014 году Еврокомиссия обвиняла Ирландию в создании «налогового рая» для Apple: компания подписала с правительством Ирландии соглашение, позволявшее ей платить несоразмерно низкие налоги. В итоге Еврокомиссия начала расследовать деятельность Google, Starbucks и Amazon.

В некоторых европейских странах, в частности в Испании, ФРГ и Франции, в последнее время уже даже ввели так называемый налог на Google. Однако его суть немного отличается от российского. Там агрегаторов новостей заставляют платить за отображение в поиске новостного контента изданиям, которые создали этот контент. По сути, интернет-компания отчисляет местным СМИ деньги от своего дохода.

«Налог на Google» в странах ЕС предусматривает компенсационную выплату поисковыми браузерами и новостными онлайн-порталами за использование части текста, который защищен авторскими правами. Это не налоговый сбор, его размер не установлен, но принятый закон дает основание для подачи иска к IT-компании со стороны правообладателя. Это принципиальное различие между российским законопроектом и европейскими», – говорит Сергей Литвиненко.

В Германии такой «налог на Google» ввели еще в 2013-м, в Испании он действует с 1 января 2015 года.

..............