«РЖД не всегда учитывают наши потребности в перевозке скорым и обычным пассажирским поездом. Наши вагоны просто не включают в расписание движения», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель дирекции производственных процессов «Почты России» Александр Тимофеев. Он попытался объяснить, почему доставка почты в России крайне медленна.

Генпрокуратура сообщила, что при проверке работы ФГУП «Почта России» выявлены массовые нарушения законодательства, регламентирующего оказание услуг почтовой связи. Было установлено, что пересылка почтовых отправлений осуществляется с нарушением контрольных сроков доставки, причем подобные нарушения носят массовый характер. «Почта России» отделалась за эти нарушения штрафом.
Что мешает «Почте России» вовремя доставлять почту и посылки и как она намерена исправлять ситуацию, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель дирекции производственных процессов «Почты России» Александр Тимофеев.
ВЗГЛЯД: Генпрокуратура приводит факт, что на территории авиационного отделения пересылки почты «Внуково» была обнаружена почта первого класса, которая не отправлялась в течение восьми дней. Тогда как по закону должна быть отправлена максимум в течение двух дней. Почему происходят подобные задержки?
Александр Тимофеев: Эта задержка была в ноябре 2011 года в преддверии новогодних праздников, когда традиционно увеличивается поток пересылок. «Застрявшую» почту обнаружили не у нас в АОПП (авиационное отделение перевозки почты), а на территории грузового терминала «Внуково Карго». В срыве сроков был виноват перевозчик, который вовремя не смог ее отправить.
Срывы сроков доставки предновогодних потоков зачастую связаны с нехваткой провозных мощностей у авиаперевозчиков. Мы принимаем от клиентов почты больше, чем перевозчики могут перевезти. Авиакомпании просто не могут учесть все наши запросы на перевозку, особенно на ряде дефицитных направлений, таких как Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Анадырь. Нам приходится решать сверхсложные задачи, чтобы вывезти всю почту по этим направлениям.
ВЗГЛЯД: Почему это происходит?
А.Т.: Дело в том, что количество авиарейсов в эти удаленные регионы России даже в новогодний период не растет, а в период новогодних праздников авиакомпании сокращают их. Основная мотивация – мало пассажиров. Тогда как покупки через Интернет с каждым годом растут. В удаленных регионах слабо развита розница, и людям приходится покупать через Интернет зачастую не просто какую-то новинку, а вещи,  необходимые  для повседневной  жизни. На Чукотку и в Якутию мы везем детские коляски, кроватки, матрасы. Почта для жителей этих регионов фактически является каналом для удовлетворения потребностей своего быта.
Кроме того, если раньше летали советские самолеты Ту-154, Илы, у которых были большие возможности загрузки (порядка 15 тонн), то сейчас на этих направлениях ставятся Boeing и Airbus. У иностранных лайнеров принцип загрузки совсем другой – это контейнерная загрузка. Тут возможности падают в два раза. При этом в приоритете находится багаж пассажиров и так называемый «скоропорт» – продукты питания, цветы и медикаменты. У «скоропорта» больший приоритет, чем у почты, в том числе по коммерческим причинам.
Сейчас, к примеру, в преддверии 8 марта цветы – это груз номер один, который загружается на все борты, а все остальное «отдыхает». И у нас уже есть определенные сложности с вывозом почты по камчатскому, хабаровскому и владивостокскому направлениям. В воскресенье, к примеру, улетел дополнительный грузовой борт на Хабаровск с  20 тоннами почты в эти удаленные регионы, так как  на регулярных рейсах нам не удается отправить всю почту, которая у нас есть, – остается почта сверх лимита.
ВЗГЛЯД: Какие у вас договоренности с регулярными авиарейсами?
А.Т.: На всех регулярных авианаправлениях у нас есть «залимитированные» объемы по перевозке почты. Мы договариваемся с авиакомпаниями, они выделяют нам определенный объем – где-то одна–две тонны, где-то 500 кг – для загрузки почты. Это то, что готовы выделить авиакомпании, исходя из своих приоритетов.
При этом мы не можем сказать гражданам, что сегодня мы не принимаем почту в Южно-Сахалинск, потому что у нас закончился лимит. Мы не имеем права отказать потребителю в приеме почты.
ВЗГЛЯД: Если у вас объем почты превышает лимит по доставке авиатранспортом, вы заказываете грузовой борт?
А.Т.: Да, так и делаем. Но чтобы заказать грузовой борт, надо, чтобы почты было порядка 10–15 тонн. Если мы будем отправлять на 10-15-тонном самолете 4 тонны груза, это будет золотой груз.
ВЗГЛЯД: То есть пока набираются эти 10–15 тонн почты для отправки грузовым бортом, могут идти задержки?
А.Т.: Если мы видим, что по ряду направлений есть «перелимит» почты, то регулярным рейсом улетает в первую очередь та, которой не хватило лимита раньше –  президентская, правительственная почта и остальная по приоритету. Как только мы видим, что после отправки регулярным рейсом остаток превышает лимит на следующий день, тогда дается задание главному центру перевозок проработать вопрос по аренде грузового борта.
Но это вопрос не шести секунд: от момента заказа до отправки грузового самолета может потребоваться около двух суток. Здесь бывает, что на несколько дней могут быть задержки. Но такая ситуация возникает на сложных дальних маршрутах.
Когда грузовой самолет прилетает, к примеру, в Хабаровск, далее идет «разлетка» внутри региона. Если дальше почта должна идти в Южно-Сахалинск, значит, она доставляется туда воздухом. Если не хватает лимита на маленьких самолетах, то у нас организована быстрая переброска почты наземным транспортом через паромное сообщение. Почту, которая идет дальше на Камчатку, пытаемся отправить на регулярных рейсах, если не получается с «регуляркой», то заказываем второй грузовой борт. Вот такая сложная цепочка доставки в те регионы, куда мало летает регулярных рейсов.
ВЗГЛЯД: А по каким причинам происходят задержки доставки почты и посылок по европейской части России?
А.Т.: Хотя, конечно, человеческий фактор имеет место, и проблема бывает и на нашей стороне, объективные трудности системного характера есть и здесь. Надо понимать, что при выборе вида транспорта важно соотношение цены и скорости. И не всегда целесообразно везти почту по воздуху. К примеру, до Самары, Волгограда и Саратова зачастую выгодней доставлять почту наземным транспортом, в том числе  автомобильным. Однако здесь бывают форс-мажоры. К примеру, в феврале у нас была ситуация, когда трассу в Саратове занесло и машины попали в снежный плен. Там была и наша почтовая машина.
Одной из  причин задержек доставки почты по европейской части России является то, что РЖД не всегда учитывают наши потребности в перевозке скорым и обычным пассажирским поездом. Наши вагоны просто не включают в расписание движения. В РЖД объясняют это тем, что у них большой пассажиропоток, и им надо прицепить дополнительный пассажирский вагон и т.п.
При этом часто курсирование почтово-багажных поездов оставляет желать лучшего, к тому же идут они очень медленно. Чтобы решить эту ситуацию, мы заменяем железнодорожные перевозки на автомобильные.
Несмотря на пробки и снежные заносы, при использовании автомобильного маршрута скорость доставки оказывается более прогнозируемой, чем когда мы надеемся на постановку вагона в состав пассажирского поезда.
ВЗГЛЯД: С РЖД вы так же оговариваете лимитные объемы провоза почты?
А.Т.: С РЖД другие договорные обязательства, нежели с авиакомпаниями. У нас есть собственные вагоны, которые должны включаться в состав скорых и пассажирских поездов. Но то, как нас включают в расписание скорых и пассажирских поездов, не всегда нас устраивает.
ВЗГЛЯД: И РЖД за это ничего не будет?
А.Т.: Ничего не будет. Мы сейчас находимся в процессе заключения нового договора с ФПК (Федеральная пассажирская компания – «дочка» РЖД) на перевозку почты, где хотим ввести ответственность  за неотправку почты, но это все равно не покроет тех неустоек, которые мы можем понести за срыв сроков.
ВЗГЛЯД: Получается, для них коммерческие отношения с «Почтой России» не настолько выгодны?
А.Т.: РЖД заявляют, что пассажироперевозки для них убыточны и для них главное – прибыльные грузовые перевозки. А наши вагоны прицепляются к скоростным пассажирским составам. Мы сами не в восторге от ситуации, которая складывается с РЖД, ищем пути выхода из нее. Где-то находим, где-то остаются спорные вопросы.
ВЗГЛЯД: Получается, что сама «Почта России» может отвечать только за автомобильные перевозки?
А.Т.: Да, и поэтому их объем растет. За последние три года количество регулярных автомобильных маршрутов увеличили в 2,5 раза. Если в 2009 году у нас было около 90 ежедневных автомаршрутов, в этом году – уже 240. При этом почтовых маршрутов по железной дороге было 101, а стало 103, то есть мы их не увеличили. Объем почты, перевозимой по железной дороге, сокращается. Сегодня практически 57% всей почты мы перевозим автомобильным транспортом и только 33% – по железной дороге, еще 10% – авиатранспортом.
ВЗГЛЯД: Каковы причины невыполнения сроков доставки почты и посылок по международному направлению?
А.Т.: Сейчас у нас ситуация с доставкой международной почты стабильная. Это результат напряженной работы, которую мы провели, чтобы обеспечить своевременную обработку растущих объемов почты, поступающей из-за рубежа.
В последние три года международный трафик по почте растет на 70%. Это бум дистанционной торговли. Мы думаем, что в ближайшие три года динамика будет такой же. У нас были проблемы в новогодний период 2009–2010 годов с доставкой международной почты. Не хватало инфраструктуры, наши действия были не столь согласованны с действиями таможенных органов, как того требовала ситуация.
Поэтому мы усилили взаимодействие с Федеральной таможенной службой. Провели ряд мероприятий, в частности, расширили пропускные способности наших ММПО (места международного почтового обмена), переоснастили их и увеличили число операторов, что позволило повысить скорость прохождения письменной корреспонденции и посылочной почты. Если раньше письмо из Европы или Америки в Россию в среднем доходило за 20–23 дня, то сейчас – за 11–13 дней. Это подтверждается данными Всемирного почтового союза. Более того, мы впервые за последние годы прошли новогодний период пиковых нагрузок без сколь-либо серьезных сбоев и замедлений.
ВЗГЛЯД: Что намерены сделать, чтобы магистральная почта приходила вовремя?
А.Т.: Необходимый перечень мероприятий прописан в проекте нашей стратегии развития до 2016 года. На некоторых направлениях почта должна сама развиваться. На некоторых ей должно помочь государство, в противном случае скорость позитивных изменений будет недостаточной – меньше, чем требуется для того, чтобы отвечать ожиданиям наших клиентов.
Если смотреть на внутриобластную доставку, когда почта циркулирует внутри региона, то здесь ситуация у нас нормальная. Тут мы в основном перевозим отправления своим транспортом. Что касается магистральных перевозок, то по целевому показателю в заявленные сроки должно проходить 90% почты. Сейчас, по данным замеров Роскомнадзора, мы находимся на уровне 70%.  Поэтому повышение показателя соблюдения контрольных сроков прохождения почты между регионами у нас в приоритете.
Для устранения существующих трудностей со сроками выполнения магистральных перевозок нужна совместная с Минтрансом проработка правил перевозки почты коммерческими авиаперевозчиками и железной дорогой. Нужна поддержка со стороны государства, чтобы установить и гарантировать параметры участия авиа- и ж/д перевозчиков в процессе транспортировки почты в интересах граждан. Это ключевой вопрос.





Теги: 
РЖД, авиакомпании, почта




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх