Дополнительные меры по стимулированию меценатства предлагают в Госдуме. Соответствующий законопроект предусматривает налоговые льготы как для самих меценатов, так и для получателей их помощи. Также предлагается увековечить имена меценатов на объектах, создаваемых на их деньги. Члены комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс, Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, а также вице-спикер палаты Людмила Швецова внесли в Госдуму законопроект о меценатской деятельности, который должен увеличить частные инвестиции на сохранение культурных ценностей страны.
Вообще в России уже существует с 1995 года Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Однако он устанавливает основы правового регулирования по существу только благотворительных организаций (фондов). Современная российская меценатская деятельность носит разовый, несистемный и бесконтрольный характер, отмечается в пояснительной записке.
Новый законопроект вводит определение понятия «меценатская деятельность» – это вид благотворительности, направленной на развитие и поддержку культурных ценностей РФ в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения. Он также определяет участвующие стороны, устанавливает порядок оказания меценатской поддержки, регулирует отношения между меценатами, получателями меценатской поддержки и государством.
Как говорится в пояснительной записке, получателями меценатской поддержки являются исключительно государственные и муниципальные учреждения культуры. Данное положение позволит избежать злоупотреблений со стороны физических и юридических лиц – меценатов. Форма и содержание поддержки должны быть прописаны в нотариально заверенном договоре.
Авторы законопроекта предлагают создать моральные и денежные стимулы для развития меценатской деятельности в России, которые в настоящее время отсутствуют. Так, в качестве поддержки меценатской деятельности предлагается установить почетные звания и государственные награды для меценатов, а также увековечивать их имена на объектах, которым оказана поддержка.
Кроме того, учреждениям культуры предлагается разрешить оказывать меценатам услуги, относящиеся к их основной деятельности. Но законопроектом предусматривается, что стоимость таких услуг не должна превышать 1/300 размера меценатской поддержки в год. «Правовых оснований для того, чтобы учреждение культуры, например, могло пригласить своего мецената бесплатно посмотреть выставку или представление, в настоящее время нет. Между тем такие действия не могут рассматриваться в качестве компенсации за оказанную меценатом поддержку в силу несопоставимости сумм», – говорится в документе.
Авторы законопроекта указывают, что сейчас меценатская деятельность является крайне невыгодным мероприятием. «В случае, когда меценат-организация передает учреждению культуры какое-либо имущество, его рыночная стоимость или сумма денежных средств не включается в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций», – отмечают авторы законопроекта. Если, к примеру, дом культуры делает ремонт за счет мецената, то он должен заплатить налог с этой суммы.
Поэтому в дополнение к законопроекту о меценатской деятельности подготовлен еще один – в Налоговый кодекс. Предлагается освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении имущества, переданного в качестве меценатской поддержки, говорится в записке. Также предлагается не взимать налоги с расходов на меценатскую поддержку в размере, не превышающем 2,5% от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период.
Напомним, что летом 2011 года уже были внесены изменения в Налоговый кодекс в интересах организаций и меценатов, занимающихся благотворительной деятельностью. Но тогда были освобождены от налога на прибыль только доходы НКО в виде безвозмездных работ и услуг. В этом году Министерство экономического развития подготовило новые поправки в Налоговый кодекс, где пожертвования предлагается включить в число внереализованных расходов, по которым компании получают налоговый вычет. Это значит, что компания при уплате налога на прибыль может не брать в расчет расходы на благотворительность в размере до 10% от прибыли до налогообложения. Предполагается, что МЭР внесет эти поправки в Госдуму в будущем году, а новые правила вступят в силу с 1 января 2014 года.
Раньше социальный налоговый вычет получали только индивидуальные жертвователи, а теперь предлагается ввести налоговые послабления и для бизнеса. Такие налоговые льготы предлагается установить для тех, кто перечисляет средства благотворительным и религиозным организациям, социальных НКО и НКО, занимающихся наукой, культурой, спортом, здравоохранением и т.п.
Сейчас компании отдают пожертвования из чистой прибыли предприятия. Если направленные на благотворительность средства включить во внереализованные расходы, как предлагает МЭР, то меценатов станет куда больше. К примеру, при годовой прибыли в 1 млн рублей компании придется заплатить налог на прибыль в 20% или 200 тыс. рублей. И не важно, сколько денег пошло или не пошло на благотворительные цели.
По новым правилам, если на благотворительность было направлено 100 тыс. рублей из 1 млн рублей прибыли, то компания заплатит налог на прибыль с 900 млн рублей уже в размере 180 тыс. рублей (без учета благотворительных сумм).
Минус в том, что бюджет может поредеть из-за снижения налоговых поступлений, что не может не беспокоить Минфин. Однако авторы законопроекта уверяют, что эти потери бюджета будут нивелированы большими пожертвованиями.
К примеру, во Франции до принятия ряда законов о меценатстве, вводящих налоговые льготы, знаменитый Лувр в Париже существовал на 70% из государственных дотаций. Однако теперь государство финансирует музей только на 47%, а остальное Лувр получает от благотворителей.
По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, в прошлом году отечественные компании отдали на благотворительность 150 млрд рублей из чистой прибыли.
В США, по последним данным Giving USA Foundation, объем пожертвований в 2011 году вырос на 4,1% и составил 13,1 млрд долларов. В США благотворительные организации освобождены от налога на доход, который подобен российскому налогу на прибыль для компаний. Благотворительные выплаты подлежат вычету из налоговой базы: для физических лиц в пределах не более 50% доходов, для корпораций – не более 10% дохода. Кроме того, каждый штат устанавливает также и свои собственные налоги и налоговые льготы: обычно благотворительные организации освобождаются от налога штата на доход и налога с продаж.
Подобная практика успешно существует во многих странах мира, и различается, как правило, только размер налоговой льготы, который устанавливается для благотворителей. Так, в Греции, на Украине и в Бельгии действует 5% ставка вычета налогооблагаемого дохода, в Польше, Нидерландах и Австрии – 10%, в Германии и Люксембурге – 20%, в Испании – 35%, во Франции – 65%, а в Ирландии и на Кипре – 100%.


Теги: 
благотворительность, законопроект




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх