Для отраслевых аналитиков сюрпризов в статистике от АЕБ не оказалось. «Замедление началось еще в октябре, однако лучше прогнозов выступил АвтоВАЗ, показав рост в 7% год к году, несмотря на общее замедление рынка», – комментирует аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. В структуре рынка, по его словам, особых изменений также не произошло, десятка лидеров осталась прежней.
В конце 2012 года и начале 2013 года эксперт ожидает замедления роста рынка и не исключает «небольшой стагнации в декабре – январе», которую он связывает со снижением покупательской активности. «Больше всего от этого пострадает рынок спецтехники и легких коммерческих автомобилей за счет снижения спроса со стороны бизнеса, который из-за снижения деловой активности может перенести некоторые проекты на вторую половину года», – резюмирует Шенк.
В «Авилоне» по итогам года прогнозируют стагнацию или небольшой рост. «В 2013 же мы ожидаем сохранения уже достигнутого уровня или даже незначительного увеличения объемов продаж», – отмечает Алексей Стариков. В основном оно будет вызвано спросом на доступные седаны и кроссоверы, уточняет Стариков. Кроме того, может увеличиться спрос на премиальные иномарки российской сборки, в первую очередь за счет их меньшей стоимости при аналогичном уровне качества.
В России после острой фазы кризиса 2008 года, когда продажи рухнули, появился отложенный спрос, которому мы были обязаны ростом продаж в последние годы, добавляет заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
«Сейчас горячий потребительский спрос удовлетворен, программы стимулирования продаж свернуты, поэтому в следующем году продажи будут примерно на уровне 2012 года, – полагает он. – Маловероятно, что в тот момент, когда экономика страны постепенно замедляет ход, стали бы расти доходы населения».
«Кризисная» статистика
На фоне продолжающегося кризиса в Европе ситуация на российском авторынке, несмотря на «смазанный» конец года, выглядит благоприятной. К примеру, для французского автомобильного рынка текущий год может стать худшим с 1997 года. По данным Комитета автопроизводителей Франции (CCFA), продажи новых автомашин в стране в ноябре рухнули на 19,2% по сравнению с тем же месяцем 2011 года – до 144,69 тыс. За 11 месяцев сокращение составило 14%. В начале года ассоциация автопроизводителей прогнозировала снижение годовых объемов сбыта на 8–10%, в октябре – уже на 12%, однако, по-видимому, темпы падения будут ближе к середине второго десятка.
Крупнейший французский автоконцерн Renault сократил продажи в прошлом месяце на 33,5% – до 31,4 тыс. автомашин. При этом объемы реализации собственно бренда Renault снизились на 31,5%, Dacia – на 40,5%. Ненамного лучше была ситуация PSA Peugeot Citroen: падение продаж в ноябре составило 22,9% – до 41,04 тыс. В целом продажи французских автомобилей сократились на 28% – до 72,57 тыс., а иностранных – на 7,9%, до 72,13 тыс. Лишь BMW и Honda увеличили объемы сбыта на 5,3% и 20% соответственно.
А вот в США, напротив, продажи автомобилей по итогам года могут даже превысить прогнозы. Так, в ноябре, вопреки ожиданиям, продажи подскочили на 15%. Как отмечает The Wall Street Journal, это произошло, несмотря на отсутствие прогресса на бюджетных переговорах, провал которых грозит стране падением с «бюджетного обрыва».
По данным Autodata Corp., в общей сложности автопроизводители продали за месяц 1,14 млн автомобилей. В пересчете на годовые темпы продажи поднялись с 14,22 млн автомобилей до 15,46 млн машин. Это максимальный показатель с января 2008 года. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, в среднем ожидали продажи на уровне 15 млн.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост продаж, поскольку американцы будут стремиться воспользоваться выгодными предложениями на рынке кредитования и заменить давно устаревшие авто, средний возраст которых по стране давно перевалил за 11 лет.
Лидером американского рынка по-прежнему является концерн General Motors, нарастивший продажи в прошлом месяце на 3,4% и продавший 186,5 тыс. автомобилей. Ford Motor в минувшем месяце реализовал 173,5 тыс. автомобилей, улучшив результат относительно уровня прошлого года на 6%. Одним из лидеров по темпам роста продаж оказался Chrysler, сумевший продать в минувшем месяце на 14% больше автомобилей, чем за аналогичный период годом ранее. Общий объем поставок на рынок машин всех марок, включая Fiat, достиг 121,8 тыс., что стало лучшим результатом ноября с 2007 года.
Крупнейшим иностранным автопроизводителем в ноябре была Toyota с 161,6 тыс. реализованных машин (повышение на 17,2% в годовом выражении), на втором месте оказалась японская Honda с 116,58 тыс. проданных автомобилей (рост на 38,9%), на третьем – Nissan, поставивший на рынок 96,1 тыс. автомобилей (+12,9%). В целом американские автомобили заняли в ноябре лишь 42,3% рынка против 45,5% годом ранее. Доля азиатских машин выросла на 2,2%, до 46,1%, а европейских – на 1%, до 11,6%. По словам Андрей Шенка, американский автомобильный рынок чувствует себя хорошо благодаря позитивным тенденциям на рынке труда в 2012 году. Кроме того, в отличие от России, потребительская активность населения США растет. Этот рост аналитик связывает с увеличением реального дохода населения страны.
Теги:
автопром, автомобили, продажи
Комментарии