В мае 2012 года Renault-Nissan и Ростехнологии подписали предварительное соглашение о передаче франко-японскому альянсу контроля в крупнейшем российском производителе автомобилей. В сентябре это решение было одобрено ФАС. В декабре на фоне слухов о близком достижении согласия по конкретным условиям сделки акции АвтоВАЗа поднялись в цене на более чем 20%.
«Заключение сделки между Ростехнологиями и Renault-Nissan определённо позитивно отразится на бумагах АвтоВАЗа, так как сделка предполагает оценку компании существенно выше текущей рыночной капитализации», – отмечает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
По его словам, создание совместного предприятия было необходимо для того, чтобы технически было проще реализовывать сделку – без необходимости выставлять оферту. «Конкретно от создания СП управление компании никак не изменится, – поясняет Шенк. – Но с фундаментальной точки зрения смена контролирующего акционера позитивна для компании, так как позволит получить синергетический эффект от интеграции в единую закупочную систему, а также расширить модельный ряд моделями Renault и Nissan».
Расширение совета директоров также позитивно для инвестиционной привлекательности компании. Вероятнее всего, в составе нового совета появятся независимые члены, которые в том числе будут отстаивать интересы миноритариев, предполагает Шенк. «Такой шаг может говорить о том, что компания планирует вести более интенсивную работу с инвесторами и становится более открытой», – резюмирует аналитик.
Накануне сделки АвтоВАЗ представил программу развития до 2020 года. В планах компании – занять почти четверть российского рынка. Если в 2012 году продукция АвтоВАЗа занимает 18% рынка, то через 8 лет автогигант намерен увеличить присутствие на рынке на 5%, а в 2017 году – занять 24% рынка.
Компания сохранила инвестиционный план: в период с 2012 по 2020 год автопроизводитель инвестирует в производство порядка 180 млрд рублей. В модели автоконцерна будет вложено 33% от общей суммы, в модернизацию мощностей – около 12%, на силовые агрегаты, детали и узлы шасси – 18%, сообщает РИА «Новости». На модели, которые должен будет выпустить автогигант после 2020 года, будет потрачено 14,5 млрд рублей (около 8% от суммы).
«К 2020 году АвтоВАЗ совместно с партнерами планирует выйти на ежегодный уровень производства более 1 млн автомобилей», – заявил после подписания соглашения о СП Сергей Чемезов.
«Несомненно, на АвтоВАЗе начнутся преобразования в части развития предприятия, – считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. – Программа подразумевает запуск новых моделей, производство силовых агрегатов, деталей и узлов шасси и так далее».
Прежде Renault-Nissan не сильно влиял на работу компании, в том числе потому, что альянс не имел там контроля, указывает эксперт. «После смены владельца многие связанные с этим вопросы уйдут, и альянс сможет начать реализацию стратегии, направленную на обновление модельного ряда и наращивание доли на российском рынке», – говорит Третельников.
Больший контроль над управлением позволит Renault-Nissan продвигать лучшую систему качества и дизайна – то, в чем традиционно сильны японские и европейские автопроизводители и слаб АвтоВАЗ, добавляет начальник управления инвестиционных операций АКБ «Ланта-Банк» Олег Поддымников.
Кроме того, повысится уровень финансового менеджмента, что может привести к снижению уровня долга, продолжает он. АвтоВАЗ в рамках соглашения получит возможность разобраться с долгами Ростехнологиям, добавляет старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова. В кризис компании было выделено 75 млрд рублей. Ссуда на 25 млрд рублей пролонгирована до 2032 года, равно как и 28 млрд рублей, оставшиеся в качестве займов в рамках соглашений по сделке с Renault-Nissan, напоминает аналитик. Кроме того, около 30% от общей задолженности было списано за счет допэмиссии и покупки непрофильных активов.
«Государство, несмотря на потерю контрольного пакета, от этого только выиграет», – замечает Олег Поддымников. Улучшение показателей компании повысит налоговые отчисления и сделает более устойчивой социальную составляющую, считает он. Альянс Renault-Nissan инвестирует в СП 23 млрд рублей, соответственно, государству в ближайшее время не придется оказывать поддержку АвтоВАЗу.
Теги:
АвтоВАЗ, автопром
Комментарии