На сайте правительства опубликована стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В ней ставятся задачи обеспечить освоение Арктики за счет развития инфраструктуры, а также предлагается создать резервный фонд нефтегазовых месторождений.

Стратегия утверждена президентом Владимиром Путиным. В ней обозначены основные проблемы Арктической зоны России и пункты, на которых следует сосредоточиться особенно.
Проблемы Арктики, о которых говорится в документе, достаточно хорошо известны. Это низкая заселенность, отток населения, плохая обеспеченность тех людей, кто живет в Арктической зоне, необходимыми ресурсами, крайне плохо развитая инфраструктура, высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов.
Исходя из этого, приоритетными направлениями развития региона названы: комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы.
Отдельно в стратегии упоминается проблема «северного завоза», с помощью которого население, проживающее на этой территории, обеспечивается необходимыми ресурсами. Ее предлагается решать за счет «использования возобновляемых и альтернативных, в том числе местных, источников энергии». Составители стратегии надеются, что поможет и реконструкция выработавших ресурс энергетических установок, и внедрение энергосберегающих технологий.
Наверно, основную проблему Арктической зоны – крайне слабо развитую инфраструктуру – предлагается решать при помощи развития единой Арктической транспортной системы. В нее включается Северный морской путь и «тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации». Для этого государство будет поддерживать строительство ледоколов, модернизацию уже имеющихся и создание новых арктических портов. Также есть пожелания по развитию арктического туризма.
Кроме того, в стратегии предусматривается развитие железнодорожной сети, «формирование опорной сети автомобильных дорог», а также модернизация системы авиационного обслуживания арктических районов. Это и развитие малой авиации, и реконструкция аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути.
Для улучшения уровня жизни населения в стратегии предлагается модернизация жилищного фонда, обеспечение доступа на всей территории Арктической зоны к современным информационным и телекоммуникационным услугам, создание и реконструкция пунктов медицинской помощи, образовательных учреждений.
Большое внимание в стратегии уделено освоению ресурсной базы Арктики. Регион воспринимается как область, которую в будущем надо будет использовать как кладовую углеводородов с учетом того, что традиционные источники нефти и газа постепенно будут исчерпываться.
В частности, составители стратегии ставят задачу «формирования резервного фонда месторождений в Арктической зоне Российской Федерации, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в долгосрочной перспективе, в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения после 2020 года».
Ожидается освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений углеводородов на континентальном шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, полуостровов Ямал и Гыдан. Также отдельно упоминаются и другие месторождения, не только углеводородов.
С помощью Арктической зоны составители стратегии предлагают удовлетворить потребности России в цветных, благородных и драгоценных металлах и в дефицитных видах минерального сырья. Для этого необходимо разрабатывать месторождения хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны.
Все эти меры предлагается осуществлять с помощью государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. Также должны участвовать другие программы, связанные с Арктикой. Высказываются надежды и на действие государственно-частного партнерства.
Российские эксперты неоднократно говорили, что Россия существенно отстает от других стран в вопросе освоения Арктики. Главная проблема, естественно, необычайно сложные природные условия. Но все отмечают большой потенциал неосвоенной территории.
К примеру, Северный морской путь при эффективном подходе может дать хороший доход. «Сейчас товары из стран АТЭС в Россию идут по судоходной линии через Сингапур, а также по Индийскому океану через Африку в Западную Европу и далее через балтийские порты России. Этот путь в среднем занимает от 30 до 35 дней. Доставка товаров по Северному морскому пути, как уже показали пробные рейсы, занимает гораздо меньше времени. Грузы по этому маршруту приходят раньше на 10 дней. В результате сокращения пути стоимость фрахта должна упасть», – сказал ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин.
По его словам, сейчас все основные доходы от грузовых перевозок получают другие страны. «Если Россия будет развивать Северный морской путь, то мы также сможем получать большие доходы от транспортных услуг», – отмечал эксперт. Но Северный морской путь вряд ли сможет работать круглый год. «Поэтому без усилий по созданию железнодорожного и автомобильного коридора через Китай проблему перевозки грузов не решить», – заключил Владимир Мазырин.
Что касается месторождений, то Арктика действительно оценивается как некая кладовка, куда можно будет заглянуть после того, как в остальных местах нефть закончится. «Старый советский запас проеден, у нас практически по всем месторождениям Западной Сибири наблюдается падение добычи нефти, и компенсировать это можно было бы только вводом новых месторождений», – отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Но здесь те же самые проблемы – природные условия и слаборазвитая инфраструктура. «В Арктике месторождения находятся на глубине 1,5 километра, а само бурение идет еще глубже. Если раньше добыча велась на глубине нескольких сотен метров, то сейчас это совсем другие глубины. Плюс сами условия – например, на том же Ямале вообще вечная мерзлота. Чтобы привезти нефть по морю, нужен ледокол, не говоря уже о сложности технологии прокладки труб», – рассказывает заместитель директора Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин.
Тем не менее, в создании резервного фонда месторождений есть смысл. «На мой взгляд, конечный результат создания подобного фонда – сохранение приоритетного доступа к шельфовым месторождениям за государственными компаниями. В ближайшей перспективе Газпром и Роснефть сосредоточат порядка 75–80% ресурсов российского шельфа, и для выполнения требований лицензий требуются существенные денежные средства», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.
По его словам, вряд ли возникнет нужда откупоривать этот возможный резервный фонд в перспективе ближайших 10 лет, так как компенсировать снижение добычи на старых месторождениях компаний помогут не только проекты по освоению шельфа, но и рост добычи трудно извлекаемых запасов нефти.


Теги: 
Арктика, арктический шельф, стратегия-2020




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх