Правительство одобрило предложенные Минэкономразвития меры для стимулирования экономического роста. Новый глава МЭР Алексей Улюкаев выдвинул правильные, но стандартные для его ведомства меры. Приход Улюкаева из ЦБ в МЭР не привел к кардинальному изменению позиции ведомства, а изменил взгляды самого Улюкаева на развитие экономики. Пакет мер для стимулирования экономического роста состоит из пяти блоков, рассказал глава министерства Алексей Улюкаев.
Первый блок – это стимулирование развития малого и среднего бизнеса. МЭР предложило создать федеральный фонд, который мог бы предоставлять гарантии региональным гарантийным фондам. Для поддержки малого бизнеса не исключается также использование части средств Фонда национального благосостояния через ВЭБ.
Также ведомство предлагает провести секьюритизацию финансовых активов по стандартным пакетам однородных ссуд, которые позволили бы Банку России обеспечивать рефинансирование банков, кредитующих малый бизнес.
Второй блок мер касается повышения инвестиционной активности, включая финансирование инфраструктурных проектов из средств ФНБ и пенсионных накоплений в ВЭБе.
Для повышения инвестиционной активности предлагается задействовать механизмы государственно-частного партнерства. Улюкаев отметил необходимость принятия соответствующего закона и внесения корректировок в закон о концессиях.
Для использования средств ФНБ и пенсионных накоплений на крупные инфраструктурные проекты необходимо выработать критерии их отбора, создать механизм размещения средств ФНБ, обеспечить контроль за их использованием, сказал министр.
Предполагается также налоговое стимулирование путем предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц, которые инвестируют на срок более трех лет в ценные бумаги российских публичных компаний.
Третий блок мер – это повышение доступности банковского кредитования. Для этого нужно снизить издержки для кредитных учреждений, что вместе со снижением маржи позволит удешевить кредиты. «Здесь и дифференциация страховых взносов в Фонд страхования вкладов в зависимости от степени риска и депозитной политики», – заметил Улюкаев.
Кроме того, предполагается расширение ресурсной базы банков, в том числе с помощью размещения в депозиты средств федерального бюджета на сроки от шести месяцев.
Еще один блок мер – это улучшение делового климата через реализацию дорожных карт, как уже принятых, так и тех, которые предстоит разработать.
Последний блок направлен на решение отдельных отраслевых проблем, связанных со вступлением России в ВТО. Здесь необходимо поддержать отечественные предприятия, пострадавшие от снижения экспортных пошлин.
Напомним, что в июле ожидаемого МЭР перелома в стагнации экономики РФ так и не произошло. Теперь ведомство надеется, что рост возобновится с июля, что станет концом паузы роста. В июне ВВП РФ вырос на 1,5%, за первое полугодие – на 1,7%. В мае рост ВВП составил 1% после роста на 3,1% в апреле. При этом со снятой сезонностью ВВП в июне, как и в мае, продемонстрировал нулевой рост.
При этом в конце прошлого года президент Владимир Путин заявил, что российская экономика может расти на 5–6% в год. Минэкономразвития стремится оправдать его надежды. Однако прогноз на этот год пришло снизить до 2,4% вместо предполагавшихся ранее 3,6%. В 2014 и 2015 годах МЭР ждет увеличения темпов роста до 3,7% и 4,1%.
Однако эксперты предупреждают, что эффект от стимулирующих мер произойдет не сразу. «Поэтому в ближайшие два–три года рост ВВП будет оставаться на уровне 1,5–2%», – считает председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
«Ничего кардинально нового глава МЭР не предложил, это все стандартные меры по стимулированию роста экономики, которые находятся в «быстром доступе» у ведомства», – говорит газете ВЗГЛЯД главный макроэкономист компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.
«При этом если раньше ЦБ выступал против снижения ставки рефинансирования, боясь перегрева экономики, то теперь Улюкаев об этом не говорит. Наоборот, он придерживается позиции МЭР, что рост экономики сейчас находится ниже своего потенциального уровня», – замечает экономист.
Получается, что приход Улюкаева из ЦБ в МЭР не привел к кардинальному изменению позиции МЭР, а изменил взгляды самого Улюкаева на развитие экономики.
«Впрочем, все меры правильные, это стандартный план, который можно реализовать относительно быстро и малой кровью. Однако долгосрочный эффект можно ожидать не раньше одного–двух лет. Многое будет зависеть от уверенности бизнеса и внешнего фона, который пока остается слабым», – отмечает Брагин.
«Хорошо, что главный упор делается на стимулирование инвестиций в производственные мощности. Потому что без роста производительности труда рост экономики при текущей ситуации на рынке труда будет слабым», – отмечает экономист.
«Стимулирование экономики через инфраструктурные проекты не однозначно выигрышный ход. С одной стороны, это увеличивает показатели инвестиций в краткосрочной перспективе. Но, с другой, отвлекает ресурсы из других секторов экономики, поэтому если проекты будут неэффективными, то долгосрочный эффект может оказаться обратным», – отмечает эксперт.
«Но главное, чего не хватает – это малопопулярной, но крайне необходимой меры: уменьшения бюджетного сектора. Сейчас доля государства в непроизводственном секторе очень высокая, и необходимо сокращать число бюджетных работников, занятых в госуправлении, в обороне и т. д. Если этого не сделать, то нагрузка на производственный сектор останется высокой, и разогнать инвестиционный спрос со стороны частных компаний будет, мягко говоря, непросто. То же самое можно сказать о необходимости снять табу на повышение пенсионного возраста», – резюмирует Владимир Брагин.
Впрочем, Павел Гагарин считает реализацию инфраструктурных проектов, а также рост гособоронзаказа эффективными драйверами экономического роста.
Однако последнее – только в том случае, если, получив новые заказы, предприятия российского ОПК проведут программы финансового оздоровления, станут реформировать и совершенствовать производство, внедрять новые технологии, повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции и оптимизировать затраты, замечает эксперт.
«Пока есть свободные нефтедоллары, их нужно вкладывать в строительство дорог, а не в американские ценные бумаги. Ведь развитие транспортной инфраструктуры дает мультипликативный эффект развития территории», – считает он.
В частности, Владимир Путин объявил о выделении 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на модернизацию Транссибирской магистрали, строительство Центральной кольцевой автодороги, а также скоростной железной дороги Москва – Казань. По оценкам Гагарина, на реализацию этих проектов понадобится как минимум 1,5 трлн рублей, то есть государство готово внести пока лишь 30%.
Кроме того, необходимо развитие государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве. По оценкам Минрегиона, свой нормативный срок отслужили более 60% основных фондов ЖКХ. При обороте рынка в 4 трлн рублей на модернизацию системы по оценке Минрегиона необходимо 9 трлн рублей.
«Даже если проблему изношенности жилищно-коммунальной инфраструктуры решить в ближайшей перспективе не удастся, допуск бизнеса в эту сферу – стратегически верный шаг. В ЖКХ сейчас есть объекты, которые могут быть интересны для инвесторов, и если не все 4 трлн рублей, то хотя бы 10–15% от них бизнес сможет освоить за три–семь лет», – считает Гагарин.

Теги: 
Экономика России, Минэкономразвития




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх