Будучи лидером по высокоскоростным железнодорожным перевозкам, Китай готов реализовать подобные проекты и в России. При этом речь идет не только об амбициозной идее по строительству магистрали Москва – Пекин: в последнее время портфель российско-китайских инициатив в области железнодорожного транспорта существенно увеличился. Намерения России реализовать проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Пекин президент РЖД Олег Белозеров подтвердил еще в конце мая на встрече с председателем правления Китайской железнодорожной корпорации (CREC) Ли Чанцзинем. «Мы рассматриваем этот проект как важнейший этап формирования высокоскоростного коридора Москва – Пекин. Кроме того, мы видим в нем инфраструктурную основу для евразийской экономической интеграции – развития Экономического пояса Шелкового пути», – заявил Белозеров. В ответ китайская сторона выразила заинтересованность в работе над другими проектами в России.
Парад мегапроектов
Одно из интересных предложений такого типа было сделано Ли Чанцзиню спустя несколько дней – в ходе Российско-китайского форума малого и среднего бизнеса, прошедшего в Сочи. Глава Китайских железных дорог и губернатор Челябинской области Борис Дубровский договорились о создании рабочей группы по строительству высокоскоростной магистрали Челябинск – Екатеринбург. Предполагается, что ее загрузка составит 4,5–5 млн человек в год, а путь между двумя крупнейшими городами Урала займет всего 1 час 10 минут. Эта линия рассматривается в качестве части ВСМ Москва – Пекин, равно как и пилотная магистраль в этом коридоре Москва – Казань. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации будут завершены уже в июне.
Скоростная железная дорога с участием китайских инвесторов может быть построена и в Самарской области на участке Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Меморандум о реализации этого проекта был подписан 1 июня, но окончательное решение по нему китайцы должны принять в августе. В настоящий момент рассматривается два варианта: либо модернизировать существующую железнодорожную ветку с доведением скорости движения поездов до 200 километров в час, либо построить новую со скоростью уже 300 километров в час. Предложение совместно поработать в Самарской области было озвучено китайским инвесторам совсем недавно – в марте, когда вице-премьер Аркадий Дворкович посетил Азиатский экономический форум в городе Боао.
Еще одна масштабная инициатива была анонсирована на днях на Дальнем Востоке. Вице-президент Китайских железных дорог Чжан Сянь и вице-президент российской группы «Сумма» Вячеслав Бакаев подписали меморандум о создании совместного предприятия по строительству внешней сухопутной транспортной инфраструктуры порта Зарубино в Приморском крае. Из этого порта планируется отправлять в Китай российские экспортные грузы, а также обеспечивать перевалку грузов из северо-восточных провинций КНР в южные. Объем инвестиций в развитие порта Зарубино должен составить более 200 млрд рублей. Правда, относительно перспектив сотрудничества с китайцами глава «Суммы» Зиявудин Магомедов заметил, что пока обсуждается только концепция.
Активное сотрудничество с Китаем – сравнительно недавнее направление работы РЖД. Меморандум о сотрудничестве по ВСМ Москва – Пекин был подписан в октябре 2014 года, всего за несколько месяцев до отставки бывшего президента компании Владимира Якунина, который славился любовью к подобным мегапроектам. Однако в данном случае первоначальные намерения Якунина были сравнительно скромными: построить ВСМ Москва – Екатеринбург, причем впоследствии по финансовым причинам маршрут сократился до отрезка Москва – Казань. Но многочисленные попытки главы РЖД выбить средства на этот проект из федерального бюджета и тогда не увенчались успехом. В ноябре 2013 года правительство приняло решение отложить его реализацию до 2020 года, а затем премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявил, что проект слишком дорогой (на тот момент он оценивался в 928 млрд рублей).
Собственно, после этого в проекте и появились китайцы, согласившиеся поучаствовать в нем на концессионных началах. В момент подписания меморандума говорилось о готовности китайских инвесторов вложить в магистраль Москва – Казань 400 млрд рублей, а с российской стороны планировалось привлечь 380 млрд рублей из федерального бюджета. Сейчас стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн рублей, а проект ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км – в 7 трлн рублей. Ряд экспертов рынка железнодорожных перевозок утверждают, что строить ВСМ с участием китайцев будет значительно дешевле, чем в случае привлечения европейских партнеров.
Пассажиры вместо грузов
Для Китая участие в проектах строительства ВСМ в России является логичным продолжением «домашних» проектов, масштаб которых без преувеличения грандиозен. За последние десять лет в КНР было построено порядка 19 тыс. километров высокоскоростных железных дорог, а к 2020 году их протяженность должна достичь 25–30 тыс. километров с общим объемом инвестиций порядка 300 млрд долларов. В конце марта на совещании по железнодорожному строительству вице-премьер Госсовета КНР Ма Кай подчеркнул, что в период 13-й пятилетки (2016–2020 годы) необходимо сохранить размеры капиталовложений в железнодорожную отрасль на прежнем уровне.
Внешняя железнодорожная экспансия Китая началась несколько лет назад. К примеру, в 2013 году было заявлено несколько крупных проектов в Африке: строительство ветки Момбаса – Найроби в Кении (стоимость – 4 млрд долларов), восстановление заброшенной магистрали между столицей Эфиопии Аддис-Абебой и портом Джибути (3 млрд долларов) и ряда других. Весьма активно китайские железнодорожники ведут себя и на постсоветском пространстве. В рамках проекта Нового Шелкового пути было запланировано строительство ряда железных дорог, соединяющих Китай со странами Средней Азии. Одним из первых реальных свершений в этой серии стало завершенное на днях строительство 19-километрового тоннеля через перевал Камчик на востоке Узбекистана стоимостью 1,68 млрд долларов. Он является самым крупным сооружением в своем классе в Центральной Азии и обеспечивает железнодорожную связь Ферганской долины с остальной территорией Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и Китая.
В России очевидным приоритетом китайских железнодорожников является строительство ВСМ, причем они готовы заходить в такие проекты не только через «главный вход» – руководство РЖД и федеральное правительство, но и через регионы. Например, в мае прошлого года делегация из КНР предложила губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому соединить скоростной железной дорогой Владивосток и соседний китайский город Хунчунь.
«Совместных российско-китайских инициатив в сфере развития железнодорожной инфраструктуры существует множество, но китайская сторона зациклена на пассажирских ВСМ, – считает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – Уровень же вложений в инфраструктуру грузовых перевозок пока существенно отстает от наших потребностей, хотя и РЖД, и Казахстанские железные дороги готовы кратно увеличить транзит».
Об этом, в частности, свидетельствует прошлогодняя статистика транзитных перевозок грузов по Транссибу в направлении Китая. Несмотря на падение внутрироссийских грузоперевозок, объем транзита в 2015 году вырос сразу на 80% – до 400,6 тыс. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). А в первом квартале текущего года транзит на Китай вырос еще на 58% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Определенная активизация транзита, способствующая развитию транспортно-логистической инфраструктуры, есть и в обратном направлении. На недавнем российско-китайском бизнес-форуме в Сочи вице-губернатор Калужской области Алексей Лаптев сообщил, что благодаря участию компании Samsung, китайского порта Далянь и правительства КНР удалось в три раза сократить сроки доставки грузов из Китая в центральную Россию и дальше в Европу – до станции Ворсино Калужской области грузы сейчас доставляются за 9,5 дней. По словам Лаптева, сейчас Россия и Китай прорабатывают ускоренный маршрут железнодорожного транзита в Европу, в частности в Люксембург и Копенгаген.
Железнодорожная дружба с Китаем может стать еще крепче после очередного международного экономического форума в Санкт-Петербурге, который состоится в этом месяце. Как сообщил несколько дней назад Аркадий Дворкович, он не исключает, что во время этого мероприятия с рядом компаний из КНР могут быть подписаны «знаковые контракты».

Теги: 
РЖД, Россия и Китай, железнодорожный транспорт




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх