Ледокол "Арктика" стал лидером целой серии самых больших в мире ледоколов. Достижения его столько велики, что стоит рассказать о нём подробнее.

Длина ледокола составляет 148 м, а ширина - 30 м. Оснащён двумя ядерными реакторами, каждый мощностью в 171 МВт. Это вовсе не значит, что оба реактора одновременно работают в полном объёме. Как правило, капитаны сначала "выжигают" один реактор и только потом берутся за второй. А сдваивают двигательную установку в том случае, если возникают какие-либо проблемы с одним из реакторов - попробуй вытолкни такую громадину, например с Северного полюса, на одних только резервных дизелях.

 

 

 

 

Через активную зону реактора прокачивается вода высокой степени очистки первого контура, которая нагревается до 3170 градусов Цельсия, но не превращается в пар, поскольку находится под давлением. После этого она поступает в парогенератор, пронизанный трубками, по которым циркулирует вода второго контура, мгновенно превращающаяся в перегретый пар с температурой 3000 градусов и давлением 2,9 Мпа. Вода же первого контура насосами снова подаётся в реактор. Следует заметить, что вода первого контура никогда не попадает в воду второго контура и никакой утечки радиации, соответственно, не происходит.

Из парогенератора перегретый пар поступает на две гигантские турбины производства Кировского завода, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трёх турбогенераторов. Мощность каждой турбины составляет 37,5 тыс. лошадиных сил, а в паре они развивают и вовсе чудовищную мощность в 75 тыс. лошадиных сил. После генераторов электричество подаётся на три мощных электродвигателя постоянного тока, непосредственно вращающих гребные винты. Постоянный ток выбран по той причине, что на таких двигателях легче делать реверс - часто используемый при ломке прочных ледовых полей.

Однако самым главным оружием "Арктики" в борьбе со льдом служит его собственный корпус. Полукруглые борта не дают ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволяет "заползать" на поля сверху, ломая их своим собственным весом. О том, что ледокол ведёт постоянную войну со льдом, говорит и толщина его борта - 100 мм. Это в два раза толще лобовой брони легендарного танка Т-34. Ледокол "Арктика" рассчитан на движение со скоростью 2-3 узла (4-5,5 км/ч) во льдах толщиной 5 м. Но в реальных условиях такой лёд найти почти нереально, поэтому корпус проверялся на такую нагрузку в специальном бассейне.

 

 

 

С 9 по 22 августа 1977 г. ледокол "Арктика" совершил долгожданный поход на Северный полюс, сделавший судно и экипаж мировыми знаменитостями.

В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи учёных входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. Миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов ледокол преодолел 2 тыс. 528 миль.

Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тыс. мбыла опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: "СССР. 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90°-N, 1977 г.".

В 1983 г. на кону стояла судьба сотен членов экипажей десятков транспортных судов, зажатых во льдах. А также тысяч северян, которые ждали поставок грузов и топлива для суровой и длительной зимовки в городах и посёлках арктического побережья. В это время ледокол находился в доке на ремонте, без валов и винтов. Тогда в каюту капитана "Арктики" Анатолия Ламехова прибыли начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк и заместитель министра морского флота Виталий Збаращенко. Разговор был короткий: "На Дальнем Востоке флот терпит бедствие. Суда и люди на грани гибели. Спасти может только "Арктика"".

Тогда судоремонтники совершили самый настоящий трудовой подвиг: они работали круглосуточно, но через неделю отправили ледокол в море.

Лето 1983 г. выдалось аномально тёплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и "мышеловка" захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов. Тогда так и не удалось спасти теплоход "Нина Сагайдак", который был раздавлен льдами и затонул.

Звучали предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило бы им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: "Арктика", "Адмирал Макаров" и "Ермак" и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо.

Первыми освободили ледоколы, которые "Арктике" пришлось выкалывать изо льда. К примеру, на окалывание ледокола "Ленинград" ушло полтора суток. Вмерзшим оказался даже атомоход "Ленин". С задачей экипаж "Арктики" справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе, как "Битва во льдах".

К 1999 г. атомный ледокол "Арктика" за 25 лет своей работы прошёл во льдах почти один миллион миль, покорил полюс, провёл за собой около трёх тысяч судов с грузами. Но достойную историю ледокола продолжил новый рекорд. Не заходя в порт Мурманска, "Арктика" ровно 365 суток, с 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. работала в морях Северного Ледовитого океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), и добавила к своему богатому послужному списку 50 тыс. пройденных миль, из них 32 тыс. во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола.

Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. Моряки доказали учёным, конструкторам, инженерам, что ядерная энергетическая установка атомохода может надёжно работать сверх отведённого временного норматива. На момент возвращения из рейса наработка основного оборудования АППУ и обслуживающих систем атомного ледокола "Арктика" составила 146 тыс. часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тыс. часов).

Именно эти результаты позволили учёным и эксплуатационникам, морякам Мурманского морского пароходства поставить вопрос о продлении ресурса работы АППУ "Арктики" до 175 тыс. часов, а остальных атомных ледоколов до 150 тыс. После этого атомный ледокол "Арктика" смог осуществлять проводки судов по трассе Севморпути ещё в течение пяти лет.

(http://pro-arctic.ru/19/0...)

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх