"Литовские железные дороги" отказалисьот российской системы управления КЛУБ‑У, потому что Комитет по национальной безопасности и обороне (КНБО) Сейма Литвы счел ее небезопасной. Ранее КНБО признал небезопасными российские радиолокаторы "Урал", которые используют авиадиспетчеры. Теперь Литве придется менять системы управления на всех локомотивах и подвижных составах и заменять радиолокационное оборудование в аэропортах. Это далеко не самые яркие случаи, когда из госбюджета расходуются огромные суммы на прогрессирующую паранойю политиков, - навязчивый страх перед "русской угрозой" обходится стране в миллиарды евро убытков.

 

 

1. Ликвидация Игналинской АЭС

 

Расходы на закрытие Игналинской атомной станции уже составляют около 1,5 миллиарда евро. Для окончательной остановки АЭС в течение следующих 20 лет нужно еще 1,5 миллиарда. При этом Брюссель угрожает прекратить финансирование проекта из-за Brexit и урезания бюджета ЕС.

Перед литовцами маячит перспектива оплачивать остановку АЭС полностью за свой счет.

На данный момент софинансирование закрытия "Игналинки" со стороны литовского бюджета составляет 15% от общей стоимости. Однако в Еврокомиссии заявляют, что вскоре эта цифра может вырасти втрое: в новом семилетнем бюджете ЕС вклад стран - членов Союза в финансирование проектов с европейским участием предлагают увеличить до 45%.

В будущем эта доля еще более увеличится, и вероятно, что Литве придется в одиночку нести бремя расходов, связанных с закрытием атомной станции.

Изначальная смета закрытия Игналинской АЭС в 1 миллиард евро уже превышена втрое и может вырасти еще, причем расплачиваться по этой смете литовцы будут из собственного кармана.

Теперь подсчитаем примерные потери литовского бюджета от упущенных возможностей ИАЭС. Атомная станция на 120% покрывала потребности страны в электроэнергии и делала ее крупнейшим энергоэкспортером в Прибалтике. АЭС генерировала самое дешевое электричество в мире и делала Литву нечувствительной к колебаниям на рынке энергоносителей.

В год ИАЭС вырабатывала до 12 миллиардов кВт⋅ч, при этом на момент закрытия энергия атомной станции стоила около 2 евроцентов за кВт⋅ч, а энергоэксперты утверждали, что "Игналинка" может бесперебойно работать еще 45 лет.

Перемножьте эти цифры, и получится, что решение литовских властей избавиться от присутствия "Росатома" в Литве и выполнить требование Брюсселя, вступив в Евросоюз наперекор экономической целесообразности, стоило Литве более 10 миллиардов евро.

2. Борьба с Островецкой АЭС

 

После введения в эксплуатацию двух энергоблоков Островецкой АЭС производство электроэнергии в Республике Беларусь увеличится с 7,1 миллиарда до 18 миллиардов кВт⋅ч. Это не только позволит Беларуси полностью отказаться от импорта электроэнергии, но и обеспечит ее избыток в регионе, благодаря чему снизится стоимость белорусской энергопродукции, идущей на экспорт.

Соседней Литве бы в этой ситуации только радоваться, тем более что президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно предлагал Вильнюсу участвовать в строительстве Островецкой АЭС, обещая взамен поставлять Литве продукцию атомной станции по цене ниже экспортной.

Вместо этого литовские власти объявили Белорусскую АЭС угрозой национальной безопасности, запретили покупать продукцию соседской атомной станции и теперь тратят деньги на демонтаж всех линий электропередач, связывающих Литву с Беларусью.

Сейм Литвы запретил БелАЭС использовать мощности Круонисской гидроэлектростанции. Кроме того, к 2020 году Вильнюс планирует демонтировать мощнейшую в Европе линию электропередач в направлении Беларуси, а в следующие пять лет - остальные четыре ЛЭП, связывающие Литву с "Синеокой".

Стоимость демонтажа одной линии электропередач составляет примерно 24 миллиона евро. Сумму потерь литовской экономики из-за отказа от дешевой электроэнергии из Беларуси нельзя подсчитать даже приблизительно.

 

3. Выход из БРЭЛЛ

 

Литовский оператор системы электропередачи Litgrid год назад подсчитал, что для синхронизации с сетями континентальной Европы и выхода из электрокольца БРЭЛЛ (Беларусь - Россия - Эстония - Латвия - Литва) Литовской Республике потребуется порядка 400 миллионов евро. С учетом сопутствующих затрат на модернизацию инфраструктуры общая стоимость проекта составит 643 миллиона евро.

При этом всё идет к тому, что платить эти деньги Литва будет сама, поскольку Евросоюз демонстрирует упорное нежелание оплачивать выход стран Балтии из БРЭЛЛ.

Отключение Прибалтики от БРЭЛЛ не попало в список приоритетных проектов Евросоюза, которым положено финансирование из общего бюджета ЕС. Представители Брюсселя раз за разом откладывают подписание документов о европейском софинансировании проекта.

Еврокомиссия требует предоставить обоснования: зачем Литве, Латвии и Эстонии выходить из бесперебойно работающей энергосети с Россией и Беларусью и сталкиваться с риском перебоев в электроснабжении? Ничего, кроме пропагандистских штампов о "расставании с проклятым оккупационным прошлым", брюссельские чиновники в ответ получить не могут, поэтому деньги давать не спешат.

(https://www.rubaltic.ru/a...)

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх