Американское специальное судно MV Кейп Рэй в Средиземном море

Выступление Директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова на совместном брифинге Минобороны России и МИД России по расследованию случаев применения химоружия в Сирии, г.Кубинка, 22 июня 2018 года

Уважаемые Дамы и Господа!

Принципиальная позиция России состоит с том, что любое использование химического оружия кем бы то ни было и где бы то ни было абсолютно недопустимо ни при каких обстоятельствах. Все виновные в совершении таких преступлений (естественно, если такая вина доказана) должны быть привлечены к ответственности.

Именно поэтому в 2015 г. мы не только поддержали резолюцию СБ ООН 2235, но и стали её соавтором. Как мы все помним, резолюция 2235 учредила пресловутый Совместный Механизм ОЗХО-ООН по расследованию хим.инцидентов в Сирии (СМР). Естественно мы исходили из того, что СМР и другой действовавший инструмент - Миссия ОЗХО по установлению фактов (МУФС) обеспечат объективное высокопрофессиональное расследование с тем, чтобы устанавливать виновных на прочной доказательной базе. К сожалению, наши ожидания не оправдались. Почему так произошло - подробно рассказали наши военные, которые знакомы с ситуацией на местах боевых действий в Сирии не понаслышке.

Подчеркну ещё один принципиальный момент - Россия никогда не требовала от этих двух структур ничего сверхестественного. Мы настаивали лишь на одном - на чётком выполнении всех правил, прописанных в их мандатах и в самой Конвенции о запрещении химоружия. Курьёз ситуации состоит в том, что наши западные коллеги - великие поборники международного права, как оказалось, в данном конкретном случае стали юлить и искать всякие лазейки, чтобы уйти от выполнения ими же прописанных правил.

Давайте разберемся в том, что на самом деле происходило и продолжает происходить в Сирии. Посмотрим в корень событий. С чего всё началось?

С 2011 г. без каких-либо серьезных на то оснований из США на различных уровнях, включая президентский, в адрес Сирии стали транслироваться угрозы относительно того, что в случае применения Дамаском химического оружия будет пересечена какая-то мнимая начерченная Вашингтоном "красная линия", и против Сирии со стороны США будут предприняты силовые действия.

Никаких достоверно подтвержденных фактов применения химоружия правительством Сирии зафиксировано не было. Вместе с тем участились случаи применения химоружия со стороны различных антиправительственных сил, в том числе террористических группировок, поддерживаемых США и их союзниками.

Так, 19 марта 2013 г. в н.п. Хан аль-Асаль (пригород Алеппо) в результате применения боевиками оппозиции самодельного ракетного снаряда, снаряженного нервно-паралитическим отравляющим веществом зарин кустарного производства, погибло 28 человек, включая 17 военнослужащих сирийской армии, более 130 получили отравления различной степени тяжести. Дамаск незамедлительно принял необходимые шаги для запуска механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев применения химического и биологического оружия, однако из-за позиции США, Франции и Великобритании, затянувших рассмотрение данного вопроса в СБ ООН на несколько месяцев, приезд экспертов ООН во главе с профессором О.Сельстрёмом (Швеция) в Сирию состоялся лишь 14 августа 2013 г.

Именно нежелание стран Запада работать в СБ ООН по предотвращению реальных, а не мнимых угроз создало ситуацию безнаказанности для террористических группировок и позволило им предпринять ещё более масштабную акцию с применением зарина 21 августа 2013 г. в предместьях Дамаска Восточная Гута. Они цинично приурочили это к первому визиту в Сирию группы экспертов ООН во главе со шведским профессором О.Сёльстремом и, конечно же, сделали всё возможное, чтобы возложить ответственность на правительство Сирии. В результате этой варварской химатаки террористов пострадало более 1500 человек.

Для предотвращения возможного вооруженного вмешательства извне во внутрисирийский конфликт Президентом России В.В.Путиным была выдвинута инициатива о незамедлительном присоединении Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) с последующей постановкой имевшихся у неё запасов химического оружия под международный контроль с целью его уничтожения.

14 сентября 2013 г. в результате российско-американских переговоров в Женеве была достигнута рамочная договоренность, подкрепленная решением Исполнительного совета Организации по запрещению химоружия (ОЗХО) и резолюцией СБ ООН 2118. Принят беспрецедентный по своему характеру и масштабам план по вывозу и уничтожению за рубежом основных компонентов сирийского химоружия.

Международная операция по вывозу из Сирии всех компонентов и прекурсоров химического оружия успешно завершилась 23 июня 2014 г. Всего из Сирии было вывезено 1200 тонн отравляющих веществ (100 тонн одного из менее токсичных химикатов - изопропанола - ликвидировано на месте). Уничтожение сирийского химоружия началось 7 июля 2014 г. на борту американского специализированного судна "Кейп Рэй" и завершилось 18 августа 2014 г. Образующиеся при гидролизе токсичных химикатов реакционные массы утилизировались на промышленных предприятиях в Финляндии и Германии, а их прекурсоры - в Великобритании и США, включая такой прекурсор зарина, как метилфосфонилдифторид - DF. (Примечательно, что утилизируя часть прекурсоров на судне "Кейп Рэй", американцы получили полный доступ к специфичной рецептуре и технологиям производства "сирийского" зарина. Более того, при присоединении Сирии к КЗХО в 2013 г. Дамаск передал в ОЗХО подробные данные о способах получения зарина. Таким образом, присутствие DF в зарине, использованном 4 апреля 2017 г. в н.п.Хан-Шейхун, никак не может "однозначно свидетельствовать" о его применении сирийскими правительственными войсками).

При содействии России и других членов международного сообщества Сирия в рекордный срок (за шесть месяцев) в сложнейших условиях борьбы с международным терроризмом на своей территории смогла осуществить беспрецедентную, не имеющую аналогов за всю историю существования ОЗХО операцию по вывозу запасов химоружия. Фактическая ликвидация проходила уже за пределами Сирии и закончилась с некоторым опозданием лишь к концу 2015 г. ввиду технических проблем у американских партнёров (на предприятии "Vеolia" произошла почти годовая задержка).

Таким образом, исключительно благодаря доброй воле и самоотверженности сирийского правительства, а также активному участию государств-членов ОЗХО сирийский военно-химический потенциал был полностью ликвидирован под строгим контролем Организации. Это было официально подтверждено Гендиректором Техсекретариата ОЗХО А.Узюмджю 4 января 2016 года. В настоящее время 27 бывших объектов военно-химической инфраструктуры уничтожены, из них 25 - полностью верифицированы.

Казалось бы, исключительно позитивная история химразоружения Сирии, на базе которой можно было и далее конструктивно работать по формированию устраивающей всех системы региональной безопасности. Но хитрость заключалась в том, что как раз такое позитивное урегулирование для стран Запада было абсолютно неприемлемо. Им нужно было обратное - дестабилизация положения дел в Сирии и устранение режима Б.Асада.

Вновь заработали старые схемы, апробированные странами Запада в ходе бесчеловечного и беспрецедентного для современной истории уничтожения государственности в бывшей Югославии, Ираке и Ливии.

Последовала серия информационных вбросов об использовании в Сирии в качестве оружия хлора. Выбор был неслучайным. Хлор - одно из наиболее распространенных химических веществ, он используется практически повсеместно. Обнаружить же его следы по прошествии даже короткого промежутка времени ввиду высокой летучести практически невозможно. Как и невозможно поставить его под какой-либо инспекционный контроль.

Неслучайна и другая закономерность. Целая серия хлорных инцидентов последовала сразу же после принятия СБ ООН резолюции 2209 (6 марта 2015 г.), осуждающей "самым решительным образом любое применение любых химических отравляющих веществ, таких как хлор, в качестве оружия в Сирийской Арабской Республике" и постановляющей "в случае несоблюдения в будущем резолюции 2118 СБ ООН предпринять меры согласно Главе VII Устава ООН".

Здесь возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, зачем специалистам, некогда задействованным в бывшей военно-химической программе Сирии, экспериментировать с применением "бочковых бомб" в снаряжении хлором? Имея при этом, как теперь уверяют наши западные коллеги, скрытые запасы полноценных отравляющих веществ?

Во-вторых, неужели сирийские власти настолько безумны, что делают все возможное, чтобы их считали в мире военными преступниками и изгоями? Или же эти информационные вбросы о боевом применении химикатов в Сирии просто хорошо отрежиссированы и четко "играют на руку" противникам законного правительства Сирии?

В любом случае неоспоримым фактом является то, что для правительства Сирии, контролирующего уже практически всю территорию страны и располагающего широким набором современных куда более эффективных систем конвенционных вооружений, применение химоружия лишено какого-либо военно-стратегического смысла и абсолютно убийственно с политической точки зрения. Другими словами мотивировка применения химоружия на собственной территории для правительства Сирии стремится к нулю.

Тем не менее, именно на фоне успехов сирийской армии, а также подвижек в политическом урегулировании сирийского кризиса в западных СМИ и на международных площадках все более активно тиражируются данные о применении химоружия, и звучат голословные обвинения в адрес Дамаска. Столь безответственные действия подрывают предпринимаемые в Астане, Сочи и Женеве усилия по политическому урегулированию с участием всех сирийцев, как это предусмотрено резолюцией СБ ООН 2254.

Представители антиигиловской коалиции под руководством США, наши военные специалисты, а также эксперты ОЗХО неоднократно подтверждали, что террористические группировки, такие как ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусра", производят полноценные боевые отравляющие вещества, в частности иприт и регулярно применяют их. Химические атаки происходили не только в Сирии, но и в Ираке. Нападению подвергались как военнослужащие, в том числе американские и австралийские советники, так и гражданские лица. Более того, представители возглавляемой США антиигиловской коалиции не раз заявляли об обнаружении и уничтожении в Ираке "фабрик" ИГИЛ по производству химоружия. Но наши западные коллеги почему-то старательно об этом забывают, предпочитая делать упор на каких-то мифических химатаках со стороны сирийской армии.

На протяжении последних лет мы призываем наших коллег по СБ ООН принять меры для купирования угрозы "химического терроризма" на Ближнем Востоке. Но все наши обращения и инициативы неизменно блокируются со стороны США и их союзников.

То же касается и российских проектов резолюций СБ ООН о привидении методов работы бывшего СМР в полное соответствие со стандартами КЗХО. Аналогична история и с нашими проектами решений Исполсовета ОЗХО об усовершенствовании деятельности МУФС. В этом году Россия уже дважды вносила проект резолюции о создании нового независимого следственного механизма. Предлагали мы и решения о незамедлительном направлении экспертов в сирийский г.Дума с требованием ко всем странам оказать содействие Миссии ОЗХО. Аналогичное требование мы выдвигали и в прошлом году сразу после инцидента в Хан-Шейхуне. Но США и их союзники не только блокировали все российские позитивные инициативы, но и предпринимали действия вообще не вписывающиеся ни в какие рамки цивилизованных межгосударственных отношений. Своими ракетно-бомбовыми ударами по территории суверенного государства США и их союзники не только усугубили решение существующих проблем, сами себя загнали в тупик. Оправдания таких ударов им не найти, потому что такого оправдания просто в природе не существует.

Поэтому наиболее чувствительным сейчас для стран Запада является вопрос, а заинтересованы ли они вообще в проведении полноценных расследований? Или им нужен лишь политический фарс и подгонка результатов к уже вынесенным в Вашингтоне, Лондоне и Париже приговорам?

Несмотря на всю эту непристойную игру со стороны стран Запада, Россия будет продолжать настаивать на принятии резолюции СБ ООН о создании поистине независимого, профессионального следственного органа, работающего в строгом соответствии со стандартами КЗХО. Считаем, что альтернативы этому нет и быть не может. Ведь речь идет об исключительно ответственном и весьма деликатном деле установления виновных в совершении преступлений с применением химоружия.

Аналогичные максимально высокие требования мы будем и предъявлять и к деятельности спецмиссии ОЗХО. Неблаговидная идея превратить Техсекретариат ОЗХО, где и без того работают преимущественно представители стран Запада, в полностью подконтрольный им атрибутивный механизм, не имеет никаких шансов на реализацию. Попытки легализовать крайне агрессивные и выходящие далеко за рамки Устава ООН действия известных государств будут развенчаны. Мы не позволим им превратить сугубо технический и до сих пор весьма успешный многосторонний нераспространенческий механизм в ещё один крайне политизированный инструмент давления стран Запада на неугодные им правительства.

Настойчиво призываем все ответственные государства решительно дистанцироваться от этой авантюры. Нам всем куда полезнее руководствоваться интересами единства и целостности ОЗХО. Важно проявить на этом сложнейшем этапе политическую волю и сосредоточить свои усилия не на разжигании конфликтов в ОЗХО, а на реальном и действенном укреплении благоприятного для всех режима химразоружения и нераспространения.

Давайте смело отбросим в сторону весь навязываемый нам негативизм и вернемся в позитивное правовое русло уже имеющихся на этом направлении договоренностей. Любые вопросы можно и нужно решать путем всеобъемлющих консенсусных межгосударственных переговоров. Другого пути просто не существует.

(http://www.mid.ru/ru/fore...)

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх